в удобном формате
Сегодня прервалась удивительная жизнь, в которой сочетались и высокая лирика и тончайшая драма. Умер Марлен Хуциев. Прижизненный классик, режиссёр, вошедший в мировую историю с самой первой картиной. Хуциев создал свой особый, но при этом очень узнаваемый и понятный каждому язык. Его фильмы словно камертон: по ним не только учились киноискусству, ими можно измерять глубину мировоззрения каждого зрителя. А он всегда утверждал, что главное - образ, к которому необходимо прийти только "через окно достоверности".
Слова "Он в равной степени – Режиссер, Поэт и Человек" говорила про Марлена Хуциева Белла Ахмадулина. От того резкого порыва ветра, который "закружил и все перепутал", до сих пор ощущается "свежее дыхание оттепели".
"Это было замечательное время! К сожалению, сейчас время… я не могу о нем высоко отзываться, потому что в наше сегодняшнее время очень сильно примешалась пошлость! Я не могу это видеть! Мне делается дурно! Хочется выпить 50 грамм водки или 100 даже! Чтоб этого не видеть! Закрыть глаза!" - говорил Хуциев.
"Весна на Заречной улице" стала первой картиной с новыми лицами, героями, внутренне свободными и лишёнными пафоса. Простую историю о любви сталевара и учительницы посмотрели 30 миллионов зрителей.
У каждого настоящего художника есть "шестое чувство". У Марлена Хуциева это "чувство времени". Его фильмам безоговорочно веришь: только в 45-м году так пели песни…Только в 60-е годы именно так читали стихи…
По тем временам неслыханно: в фильме "Застава Ильича" молодёжь прямо с экрана спорит, сомневается, ищет новые смыслы и слова. После критики Никиты Хрущева цензура безжалостно, по кадрам "кромсала картину". Измененный и сокращенный фильм вышел в середине 60-х под названием "Мне 20 лет". И лишь через 20 с лишним лет был восстановлен.
"В жизни бывает очень много несправедливости! Но утешаться можно тем, что справедливость рано или поздно восторжествует! Я в это верю!" - говорит мастер.
Герои фильмов Хуциева не играют роли, а живут в кадре, смотрят прямо в глаза зрителю - как в документальном кино. На первый взгляд все просто, оттого и гениально.
Марлен Хуциев в кино прожил долгую жизнь: почти 70 лет. Но снял всего 13 фильмов, среди которых - "Весна на Заречной Улице", "Застава Ильича", "Два Федора" и "Июльский дождь".
"Это абсолютно уникальный художник, не буду говорить был, потому что он сделал – сделано навсегда. Светлая ему память за его жизнь, за его фильмы, которыми он осчастливил столько людей, наполнил их смыслами", - говорит режиссер Владимир Хотиненко.
Режиссер признавался - не разу не брался за то, к чему душа не лежала. Свой последний фильм "Невечерняя" мастер снимал почти 15 лет. "Фильм-разговор" Чехова и Толстого о всех "главных русских вопросах" только в этом году должен выйти на экраны.
"Он всегда говорил одну фразу: не торопитесь. Вот ее я и запомнил. Надо созреть к тому, что ты делаешь, выносить и родить здесь и сейчас!" - отметил заслуженный артист России Владислав Ветров.
Хуциев называл себя "грузин московского розлива" - его настоящая фамилия Хуцишвили. А его необычное имя - производное от "Маркса и Ленина". Он родился в Тифлисе – нынешнем Тбилиси. Отец – большевик, нарком торговли СССР, мать - актриса.
"Прожили долго и счастливо" и умерли, не прожив друг без друга и трех месяцев. Жены Марлена Хуциева – Ирины Соловьёвой – не стало 5 января этого года. Последние дни ее жизни они даже лежали в одной больничной палате. И только смерть их разлучила.
Критики отмечали, что у Марлена Хуциева "абсолютный слух на правду". Несмотря на весь драматизм, волнение, печаль, его искусство утешало и давало надежду на "лучшее будущее". А сам он говорил: "Профессией режиссера можно заниматься, только если вы действительно что-то хотите сказать и то, что вы хотите сказать, вас по-настоящему волнует".