в удобном формате
Этим утром пришло печальное известие — умер кинорежиссер Марлен Хуциев. Мастер, который при жизни стал классиком отечественного кино, при этом снимал не так часто. "Застава Ильича", "Весна на Заречной улице", "Два Федора" — картины из золотой коллекции.
Ему было 93 года: огромная жизнь, и несколько поколений воспитанников Хуциева, великого педагога. И работа, которой он оставался предан до самого последнего дня.
"Он в равной степени Режиссер, Поэт и Человек", — говорила про Марлена Хуциева Белла Ахмадулина.
"Весна на Заречной улице" стала первой картиной — с новыми лицами, героями, внутренне свободными и лишенными пафоса. Простую историю о любви сталевара и учительницы посмотрели 30 миллионов зрителей.
У каждого настоящего художника есть шестое чувство, у Марлена Хуциева — это чувство времени. Его фильмам безоговорочно веришь: только в 45-м так пели песни… Только в 60-е именно так читали стихи.
По тем временам неслыханно. В фильме "Застава Ильича" молодежь прямо с экрана спорит, сомневается, ищет новые смыслы и слова. После критики Никиты Хрущева цензура безжалостно, по кадрам кромсала картину. Измененный и сокращенный фильм вышел в середине 60-х под названием "Мне 20 лет". И лишь через 20 с лишним лет был восстановлен.
Герои фильмов Хуциева не играют роли, а живут в кадре. Смотрят прямо в глаза зрителю. Как в документальном кино. На первый взгляд, все просто — оттого и гениально.
Марлен Хуциев в кино прожил долгую жизнь. Почти 70 лет. Но снял всего 13 фильмов. Среди которых "Весна на Заречной Улице", "Застава Ильича", "Два Федора" и "Июльский дождь". Режиссер признавался: ни разу не брался за то, к чему душа не лежала, "работал только по любви".
Свой последний фильм "Невечерняя" мастер снимал почти 15 лет. "Фильм-разговор" Чехова и Толстого о всех главных "русских вопросах", который только в этом году должен выйти на экраны.
Хуциев называл себя "грузином московского розлива", его настоящая фамилия — Хуцишвили. А его необычное имя — производное от Маркса и Ленина. Родился в Тифлисе, нынешнем Тбилиси. Отец — большевик, нарком торговли СССР, мать — актриса.
Критики отмечали, что у Марлена Хуциева абсолютный слух на правду. Несмотря на весь драматизм, волнение, печаль, его искусство утешало и давало надежду на лучшее будущее. А сам он говорил: "Профессией режиссера можно заниматься, только если вы действительно что-то хотите сказать и то, что вы хотите сказать, вас по-настоящему волнует".