window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
02 апреля 2025, 19:45

"Лежали в крови": как в зоопарке блокадного Ленинграда спасали зверей

Сотрудники зоопарка блокадного Ленинграда совершали подвиги, спасая зверей
Фото: © Блохин Максим/ТАСС

250 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных – такой была суточная норма хлеба в блокадном Ленинграде с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Его выпекали из чего угодно: льняной муки, сои, конопли, хлопка. Даже хвои и сосновой коры. Долго продержаться на таком пайке было нельзя.

По разным оценкам, блокада унесла жизни от 600 тысяч до полутора миллионов человек. В 1941 году отец ведущего программы "Неизвестная история" на РЕН ТВ Бориса Рыжова был в окруженном Ленинграде военным курсантом. Затем он прошел всю войну и встретил Победу в мае 1945-го под Прагой. Много раз был на волосок от смерти, но ничего тяжелее блокадной зимы 41-го так и не увидел.

Но самое поразительное, что блокадный город продолжал жить. И маленькой частицей этой жизни оставался знаменитый Ленинградский зоосад. Как спасались его обитатели в самые страшные дни войны? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Ленинградский зоопарк в блокаду: как работники ценой своей жизни спасали зверей

Как умерла слониха Бэтти – любимица всех ленинградцев

Слониха по кличке Бэтти была любимицей всей ленинградской детворы. Она появилась в зоосаде в 1911 году. После революции и всеобщей разрухи мужественно пережила голод и прочие невзгоды.

А 8 сентября 1941 года, когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады, Бэтти погибла. В этот день на зверинец упали три фугасные бомбы и слониху завалило обломками рухнувшего здания.

"Спасти ее было невозможно, поэтому, к сожалению, пришлось ее похоронить на территории зоосада. После войны один из наших бывших юннатов, который уже был студентом, а потом сотрудником Зоологического института, Вадим Гарутт, запомнил то место, где она была захоронена, ее останки достали, и он все это передал в коллекцию Зоологического музея", – рассказала лектор-методист просветительского отдела Ленинградского зоопарка Елена Попова.

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Почему в Ленинградском зоосаде расстреляли крупных хищников

Часть экзотических обитателей Ленинградского зоосада спасли сразу после начала войны. Их эвакуировали в Казань. Уехали:

  • черный носорог;
  • тигры;
  • белые медведи;
  • зебры;
  • кенгуру;
  • ягуары;
  • часть обезьян;
  • рептилии – всего около 80 особей из почти 500.
Пока же одних в спешке эвакуировали, других – крупных хищников – по приказу сверху пришлось расстрелять. Опасались, что львы и медведи испугаются бомбежек, вырвутся из вольеров и ринутся на улицы города.

"Была достаточно большая трагедия для юннатов Ленинградского зоопарка, когда они просто увидели этих животных, лежащих в крови. Оставили только тигрят и медвежат, которые не представляют такой вот достаточно серьезной опасности", – отметил доцент кафедры зоологии и экологии Института биологии и химии МПГУ, кандидат биологических наук Алексей Мосалов.

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Почему сотрудники зоосада жили на рабочем месте

К зиме 1941 года в дома Ленинграда перестали поступать отопление и электричество, вышли из строя канализация и водопровод.

И тут как нельзя кстати оказались "американские горы" – огромный деревянный аттракцион, который располагался неподалеку от зоосада. Его разобрали на дрова, и топили ими буржуйки. Многие сотрудники оборудовали себе жилье прямо на рабочем месте.

"И даже те, кто имел какое-то жилье вне зоосада, они тоже переехали на территорию и в бытовках устраивали себе такие вот жилые комнаты, чтобы быть поближе к животным и чтобы не тратить силы на то, чтобы ходить по городу, опять приходить в свои холодные квартиры", – уточнила лектор-методист просветительского отдела Ленинградского зоопарка Елена Попова.

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Желуди, шишки и рыбий жир из тушек кроликов – скудный рацион блокадных животных

Но самой большой бедой в дни блокады стал голод. Чтобы прокормить животных, сотрудники зоосада собирали рябину, желуди, шишки. Под обстрелами заготавливали сено.

Копытных кормили распаренными опилками и отрубями; медведей, лис, енотовидных собак – растительной кашей с запахом вываренного из старых костей бульона. Травоядные быстро привыкли к скудному рациону. Труднее пришлось хищникам.

"Придумали очень интересный способ. Когда-то в Ленинградском зоопарке были заготовлены тушки кроликов. Их набивали растительной смесью и пропитывали рыбьим жиром. У рыбьего жира очень мощный неприятный, но зато привлекающий внимание хищников запах. Таким образом удавалось их немножко обмануть и накормить вот этой смесью растительной, но более или менее питательной", – рассказал доцент кафедры зоологии и экологии Института биологии и химии МПГУ, кандидат биологических наук Алексей Мосалов.

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Сорок ведер воды для одной Красавицы: как сотрудница зоопарка спасла бегемотиху

Особенно тяжело было ухаживать за бегемотихой по кличке Красавица. В день ей требовалось около 40 килограммов еды, но получало животное не больше 6 килограммов травы и овощей. Основную же часть рациона Красавицы составляли распаренные опилки.

Еще одна проблема – отсутствие воды. А ведь у бегемота нежная кожа, которая без увлажнения трескается и кровоточит.

Своим спасением Красавица обязана сотруднице зоосада Евдокии Дашиной. Ежедневно она привозила на санках 40 ведер воды из Невы, грела ее, протирала кожу бегемота и смазывала камфорным маслом.

"Больше всего бегемотиха боялась налетов и вела себя абсолютно естественно для своего вида. Когда бегемот чего-то боится, он стремится вот это все время провести, спрятавшись под водой. Поэтому бегемотиха, хотя воды не было, возвращалась в бассейн и ложилась на его дно", пояснил доцент кафедры зоологии и экологии Института биологии и химии МПГУ, кандидат биологических наук Алексей Мосалов.

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Молоко для детеныша гамадрила с городской молочной кухни

Помогал зоосаду и город. Однажды у самки гамадрила Эльзы родился детеныш. Но выкормить малыша истощенная мать не могла – у нее не было молока.

"Для того чтобы подкормить малышку, договорились с молочной кухней. И 400 граммов молока каждый день они получали на этой кухне и кормили детеныша", – сообщила лектор-методист просветительского отдела Ленинградского зоопарка Елена Попова.

"Такого примера в мире больше нет": стойкость и мужество сотрудников зоосада спасли животных

В первую блокадную зиму зоосад закрыли, но уже в мае 1942 года он снова принимал гостей. За лето живой уголок осажденного Ленинграда посетили около семи с половиной тысяч человек. И это в городе, где люди с трудом могли ходить.

Работники даром времени не теряли: заготавливали корм, повсюду, где только можно, сажали огороды.

Фото: © РИА Новости/Борис Кудояров

"То есть все свободные вольеры были превращены в грядки. И плюс здесь опять нам пригодился Удельный парк. Там было разбито несколько гектаров этих площадей и собрано в конце концов по несколько тонн картофеля, свеклы, морковки, капусты и брюквы", – отметила лектор-методист просветительского отдела Ленинградского зоопарка Елена Попова.

К 1943 году в зоосаде осталось меньше сотни зверей. Выжили бегемотиха Красавица, антилопа нильгау Маяк, черный гриф Верочка, медведь Гриша, гамадрил Эльза с детенышем.

"Это единственный пример, когда в блокадном городе в условиях войны сотрудники смогли сохранить коллекцию животных. Такого примера просто в мире больше нет", – подчеркнула лектор-методист просветительского отдела Ленинградского зоопарка Елена Попова.

16 работников зоосада получили медали "За оборону Ленинграда". В 1952 году учреждение переименовали в зоопарк, но в память о подвиге его сотрудников он и сегодня носит название "Ленинградский".

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1319088 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1319088' : 'adfox_151870620891737873_1319088' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1319088(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1319088(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })