в удобном формате
Самая жестокая атака акул, самая массовая гибель личного состава, самая страшная катастрофа в истории американского флота – так историки говорят о гибели крейсера "Индианаполис". Трагедия произошла 30 июля 1945 года в Филиппинском море.
Из 1197 членов экипажа около трехсот моряков оказались в ловушке внутри и затонули вместе с судном. Примерно 880 моряков покинули корабль – сотни из них погибли от ран и обезвоживания, около ста человек были съедены акулами.
В материале РЕН ТВ приведем подробности этой чудовищной трагедии, а также расскажем, почему экипаж "Индианаполиса" никто не искал, и при чем здесь американская атомная бомба "Малыш".
"Индианаполис": тяжелый крейсер размером с два футбольных поля
Тяжелый крейсер "Индианаполис" был спущен на воду в 1931 году. В то время это был один из самых грозных боевых кораблей ВМФ США: площадью в два футбольных поля, с мощным вооружением и экипажем более 1000 моряков.
Когда японцы напали на Перл-Харбор, "Индианаполис" был на учениях в море и не пострадал. Позже крейсер участвовал в операциях по всему Тихому океану и был награжден десятью боевыми звездами за участие в боях Второй мировой войны.
В битве за Окинаву весной 1945-го – одной из самых кровопролитных в этом регионе – зенитные пушки крейсера сбили семь самолетов противника. Но и сам корабль пострадал от атаки камикадзе и получил серьезные повреждения. Но тем не менее смог добраться до бухты Сан-Франциско и встал на ремонт. Капитан "Индианаполиса" Чарльз Маквей тогда доложил руководству: "Судно перегружено боевой техникой. В критической ситуации оно легко перевернется на бок". Но его доклад начальство проигнорировало.
Секретная миссия "Индианаполиса"
В конце июля 1945 года корабль выполнил сверхсекретную миссию по доставке на остров Тиниан компонентов американской атомной бомбы, которую скоро назовут "Малыш" и через неделю жестоко сбросят на Хиросиму.
В этом походе "Индианаполис" не был оборудован гидролокатором, что делало его очень уязвимым при подводной атаке. Также из-за повышенной секретности операции крейсер шел без кораблей сопровождения. Более того, капитан Маквей не знал, какой груз "Инди" (так называли свой корабль сами моряки) доставляет на авиабазу.
Выполнив задание, 26 июля 1945 года "Индианаполис" получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир крейсера допустил нарушение инструкции, которая предписывала следовать зигзагом (противолодочным ходом), чтобы японские подлодки не смогли обнаружить корабль.
Капитан Маквей не стал выполнять эти маневры по нескольким причинам. Во-первых, эта техника была устаревшей и японцы давно к ней приноровились. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в этом районе не поступало. Или – по другой версии – американская разведка забыла о них предупредить.
Японская охота на американские корабли
Чарльз Маквей не мог знать, что более десяти дней в этом районе охотится японская субмарина I-58, которой командовал капитан 3-го ранга Мотицура Хасимото. Кроме обычных торпед, на ее борту были четыре торпеды "Кайтэн", управляемые пилотами-смертниками.
"Индианаполис" и I-58 пересеклись поздним вечером 29 июля 1945 года в 400 километрах к северу от Палау. Штурман японской подлодки, находившейся в надводном положении, заметил приближающийся корабль.
Командир Хасимото принял крейсер за линкор "Айдахо", который участвовал в операциях против японцев. Желая отомстить американцам, он приказал немедленно погрузиться и атаковать. Вот как об этом в своей книге "Потопленные. Японский подводный флот в войне 1941–1945" вспоминал сам Мотицура Хасимото:
"Мы не могли точно определить расстояние до противника, так как не знали еще класса корабля. Не могли мы пока что и слышать с помощью шумопеленгаторов шум его винтов. Круглый темный контур постепенно превращался в треугольник. В 23 часа 09 мин. я подал команду: "Стрелять будем залпом из шести торпед!" В то же самое время был отдан приказ водителю торпеды №6 занять свое место, а водителю торпеды №5 – приготовиться. Корабль противника постепенно увеличивался в размерах. Если он и далее не изменит курса, то пройдет прямо над нами… Цель начала вырисовываться яснее, можно было предположить, что перед нами крупный военный корабль противника, видна была большая мачта. Класс корабля теперь стал ясен. Можно было определить высоту мачты – она составляла 27 м. Это был либо линейный корабль, либо тяжелый крейсер".
Гибель "Индианаполиса" и его личного состава
В 23:26 японская подлодка выпустила шесть торпед с интервалом в две секунды. В 23:35 две из них попали в правый борт "Индианаполиса". Он потерял ход и начал крениться. Хасимото решил продолжить атаку – новая серия залпов спустя некоторое время ударила по крейсеру. В 00:27 30 июля 1945 года "Инди" опрокинулся и затонул.
"Прошло уже свыше часа после торпедирования корабля, и теперь я был уверен, что он затонул. Получив такие повреждения, он не мог уйти на большой скорости, а если бы и начал уходить, то должен был находиться в пределах нашей видимости. Мне все же хотелось иметь доказательство гибели корабля, но в темноте на поверхности было очень трудно обнаружить какие-нибудь обломки. С чувством сожаления я направил лодку на северо-восток, опасаясь преследования кораблей или авиации противника", – писал в своих мемуарах командир японской субмарины.
Из 1197 человек, находившихся на борту "Индианаполиса", около 300 утонули вместе с кораблем. Примерно 880 человек остались на поверхности океана. Судьба их была незавидна.
Четыре дня настоящего ада
Выжившим морякам довелось пережить ужасные часы и дни. На воду удалось спустить всего несколько шлюпок и спасательных плотов. Большинство матросов и офицеров оказались даже без спасательных жилетов. Многие члены экипажа были серьезно ранены, они получили сильные ожоги и многочисленные переломы рук и ног.
В течение первых суток проблема спасательных жилетов перестала быть актуальной: тяжелораненые моряки умерли. Другие наглотались дизельного топлива, которое разлилось по поверхности воды, из-за чего у них начались конвульсии, люди бились в бреду.
Ожидать помощи выжившим членам экипажа пришлось четыре дня. Многие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией и сильными галлюцинациями. Еды и пресной воды у них не было. Днем все страдали от жаркого солнца, а ночью – от страшного холода. Уже не веря в возможность спасения, люди сходили с ума от отчаяния.
Самая массовая атака акул-людоедов
Но самое страшное, с чем столкнулся экипаж "Индианаполиса", – это акулы-людоеды, которые оказались на месте катастрофы уже утром первого дня. Это были хищные тигровые и белые рифовые акулы – самые опасные из всех (они обитают в теплых водах и могут достигать более четырех метров в длину).
Первыми жертвами гигантских суперхищников стали погибшие члены экипажа: тело несчастного вдруг уходило под воду, а через некоторое время на поверхность всплывал его фрагмент или спасательный жилет. Потом наступило время живых. Один из спасшихся моряков вспоминал:
"Ночи в тропиках особенно темны, так что мы болтались в океане, словно в бочке, плотно закупоренной крышкой. Кто-то плакал, кто-то молился, но в основном все молчали. А потом один из боцманов вдруг закричал, пронзительно и страшно. Еще минута – и от него осталась лишь вода, окрашенная кровью".
Еще один выживший моряк, Шерман Бут, стал свидетелем страшной сцены:
"На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели".
Точное количество моряков "Индианаполиса", погибших от нападения акул, неизвестно до сих пор, и вряд ли эта цифра когда-то появится. Историки говорят, что такой страшной смертью погибли почти 90 человек. Именно на таком количестве тел погибших, которые удалось поднять из воды, были обнаружены следы акульих зубов.
"Людей съедали заживо. Каждый день, каждую ночь": история спасения одного из выживших моряков
Сержанту ВМФ США Эдгару Харреллу в 1945-м было 20 лет. В ночь на 30 июля он нес вахту. После первого взрыва Эдгар схватил спасательный жилет и прыгнул в воду. Он смог отплыть от крейсера и присоединиться к группе товарищей, которым также удалось спастись с тонущего корабля. Один из них был тяжело ранен. Через час он умер на руках у Харрелла.
Сержант Харрелл держался на воде в составе группы из 80 моряков. Ко второй ночи она сократилась вдвое, а к полудню третьего дня Эдгар обнаружил рядом с собой всего 17 человек.
"Мы то и дело слышали жуткие крики. Свежая кровь привлекала все новых и новых акул. Они просто плавали вокруг и нападали на всех подряд, – вспоминал ветеран. – Я понимал – если я буду барахтаться у них на пути, они утащат меня под воду. Для этого им достаточно будет ударить всего один раз".
Чуть позже к его группе присоединились еще пятеро моряков – они соорудили плот из пустых алюминиевых коробок, которые использовались для хранения боеприпасов, и деревянных ящиков. Вновь прибывшие умоляли Харрелла и его товарищей попытаться подплыть поближе к Филиппинам, иначе их никогда не найдут. Эдгар с другом решили рискнуть, остальные члены экипажа не поддержали эту идею. Об их судьбе можно только догадываться – среди спасенных этих людей не оказалось.
Обессиленные моряки направились в сторону Филиппин, и почти сразу Эдгар обнаружил проплывающий мимо ящик с картошкой. Она была совершенно гнилой, но с твердой сердцевиной. В отчаянии моряки начали зубами счищать плесень.
"Это вся вода и еда, которые у меня были за четыре с половиной дня", – вспоминал Харрелл.
То, что ему удалось выжить в самой страшной катастрофе американского военного флота, Эдгар Харрелл всю жизнь называл Божественным провидением.
"Могу сказать, что бывают моменты, когда ты молишься, и моменты, когда ты молишься по-настоящему", – признавался сержант Харрелл.
Он прожил долгую жизнь и умер в мае 2021 года в возрасте 96 лет.
Почему не спасли "Индианаполис"
Перед тем как пойти на дно, крейсер "Индианаполис" посылал отчаянные сигналы бедствия, которые были приняты на трех береговых радиостанциях. Однако ни одна из них не среагировала на сообщение.
Командир первой был пьян, командир второй приказал подчиненным не беспокоить его ночью, а командир третьей решил, что это провокация японцев.
На слушаниях в сенате США в 1999 году радист корабля подтвердил, что сигнал был передан за несколько минут до затопления. Кроме этого, лейтенант штаба Стюарт Гибсон, в обязанность которого входило отслеживать передвижения "Индианаполиса", ничего не сообщил командованию о том, что крейсер 31 июля не прибыл на остров Лейте.
Непрофессионально сработала и радиоразведка американского флота: там перехватили телеграмму капитана японской субмарины Хасимото своему командованию о том, что I-58 потопила американский крейсер. Это сообщение сочли обычным хвастовством.
Как удалось спасти выживших моряков
Помощь выжившим морякам пришла только 2 августа, когда их с воздуха случайно заметил патрульный самолет PV-1 Ventura. Его командир доложил об увиденном командованию. С этой минуты и началась спасательная операция.
С самолета PV-1 пострадавшим сбросили спасательный надувной плот и портативный радиопередатчик. В район бедствия вылетела летающая лодка PBY Catalina под командованием лейтенанта Роберта Адриана Маркса. Также туда подошли шесть кораблей ВМФ США, находившиеся в акватории.
Оказавшись на месте трагедии, экипаж "Каталины" сначала сбросил резиновые надувные плоты. Но, увидев, что акулы атакуют людей, лейтенант Маркс, вопреки полученному приказу, сел на воду и начал подбирать наиболее ослабленных моряков "Индианаполиса".
В небольшом самолете места было немного, поэтому экипаж "Каталины" привязывал выловленных моряков к крыльям своего самолета стропами личных парашютов. В тот день летающая лодка лейтенанта Маркса спасла 56 человек.
Всего за время спасательной операции удалось поднять из воды только 321 моряка "Инди", четверо из которых вскоре скончались.
Судьба капитана крейсера "Индианаполис"
В числе 317 выживших членов экипажа "Индианаполиса" был и командир крейсера Чарльз Маквей. В ноябре 1945 года он предстал перед судом военного трибунала. Это был первый случай в американской истории, когда командира боевого корабля обвиняли в его гибели.
В вину капитану крейсера прежде всего ставилось то, что он отказался от хода зигзагом в ночное время, хотя приказ, полученный им перед выходом в море, предусматривал такую возможность "в случае плохой видимости".
На суде военного трибунала свидетелем выступил командир японской подлодки Мотицура Хасимото. Он заявил, что в тех условиях поразил бы цель в любом случае, даже на зигзагообразном курсе. Но трибунал это заявление принимать во внимание не стал и признал Маквея виновным в халатности. Выжившие члены экипажа вступились за своего капитана. Настоящими виновниками трагедии, по их мнению, были те, кто отправил "Инди" в опасную зону без сопровождения. А потом, не заметив пропажу крейсера, не начал поиски.
Несмотря на приговор, Чарльза Маквея, по настоянию адмирала Честера Нимица, оставили на действительной службе. Более того – его даже повысили в звании. Маквей уволился из флота в 1949 году в звании контр-адмирала.
Смерть капитана Чарльза Маквея
До конца жизни он получал письма с проклятиями и угрозами от родных погибших моряков. Они посылали их, не зная, что капитан сам мучается чувством вины, от которого ему так и не удалось избавиться. 6 ноября 1968 года тело 70-летнего Чарльза Маквея нашли на лужайке его дома. Он совершил самоубийство. В одной его руке была маленькая фигурка игрушечного матроса – его личный талисман удачи, который он получил от отца-адмирала еще в детстве.
В октябре 2000 года конгресс США утвердил резолюцию о реабилитации Маквея по обвинению в гибели "Индианаполиса". Чуть позже ее подписал президент Билл Клинтон. В июле 2001-го главный секретарь Военно-морских сил США приказал очистить личное дело капитана Чарльза Маквея от каких-либо записей, обвиняющих его в гибели крейсера.
Как нашли обломки "Индианаполиса"
19 августа 2017 года мир облетела сенсационная новость: экспедиция, организованная американским миллиардером и соучредителем компании Microsoft Полом Алленом, обнаружила затонувший "Индианаполис" на глубине более 5400 метров.
В качестве доказательства были представлены фотографии, на одной из которых отчетливо виден борт крейсера с цифрой 35 – тактическим номером "Инди".
"Мы надеемся, что теперь те, чья судьба связана с этим кораблем, испытают в какой-то мере чувство успокоения в связи с этой долгожданной находкой", – сказал тогда Пол Аллен.
Его слова с волнением и благодарностью услышали выжившие в страшной трагедии моряки крейсера "Индианаполис". К тому моменту в живых из них оставались восемнадцать человек.