в удобном формате
В это невозможно поверить, но самой обаятельной и привлекательной артистке Ирине Муравьевой 8 февраля исполнилось 75 лет. Ее яркие и запоминающиеся работы в кино уже давно стали классикой советского кинематографа. Нина Соломатина из "Карнавала", Людмила из "Москва слезам не верит", Инесса в "Дуэнье" и десятки других ролей сделали Муравьеву настоящей звездой и любимицей зрителей.
Известна она и заядлым театралам – много лет Ирина Муравьева блистала на сцене театра имени Моссовета и Малого театра. В вечер своего юбилея она сыграет в премьерном оперно-драматическом спектакле "Снегурочка" на Новой сцене Государственного академического Большого театра (ГАБТ) России. Актриса призналась в интервью журналистам, что то, что дата премьеры совпала с ее днем рождением – это случайность.
"30 лет назад, когда я пришла в Малый театр, а до этого я побывала в трех театрах, меня кто-то спросил: "А где ты сейчас работаешь?" Я говорю: "Сейчас я работаю в Малом, но моя цель – Большой". Пошутила я. Шутка имела колоссальный успех. Я в течение 30 лет периодически шутила на эту тему. И вот круг замкнулся, вот я здесь. У меня нет цели. Я не знаю, что мне делать дальше", – поделилась она.
О жизни и творчестве замечательной актрисы – в материале РЕН ТВ.
Отличница, послушная девочка: детство и юность Ирины Муравьевой
Будущая звезда советского экрана родилась 8 февраля 1949 года в Москве в семье военного инженера. Кроме нее, родители воспитывали еще и сестру Ирины, которая была старше всего на полтора года. Воспитывались девочки в строгости, дисциплина в доме была железная.
"Родители были строгие. Я знала, что можно, и особенно, что нельзя. А нельзя было ничего. Можно было делать только то, что нужно: ходить в школу, заниматься музыкой, приносить хорошие отметки, дружить с хорошими девочками … Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты: мама сама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками: мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться около школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев", – вспоминала Ирина Вадимовна.
В школе Ирина была отличницей и поначалу мечтала стать учительницей. Ее любимыми предметами были русский язык и литература. Она рассказывала, что в детстве часто играла в школу: рассаживала кукол и всем с большим удовольствием ставила двойки.
"Это говорит о моем непростом характере", – шутливо замечала актриса.
Театр возник в ее жизни не случайно – она захотела стать актрисой в одно мгновение. Актриса вспоминала, что все началось, когда на уроке литературы нужно было прочитать наизусть отрывок из поэмы Лермонтова "Мцыри". Ирина так расчувствовалась, когда отвечала у доски, что расплакалась и выбежала из класса. Но именно в тот момент к ней пришло чувство, что она должна быть на сцене.
Как Ирина Муравьева все-таки поступила учиться "на артистку"
В 1966 году Ирина закончила школу и подала документы во все театральные вузы Москвы. Однако ее не приняли ни в один. Будущая народная артистка России вспоминала:
"Началось все с Щукинского училища , где меня с консультации взяли сразу на второй тур, что меня так вдохновило! Когда на втором туре во МХАТ меня срезали, я так плакала, и бежала, рыдая, до дома, потому что мечта была – именно МХАТ".
А в Щукинском училище на втором туре Муравьевой посоветовали вообще не подавать документы в театральные институты.
После оглушительного провала на вступительных экзаменах Ирина была готова работать уборщицей во МХАТе, лишь бы быть ближе к театру. Но это категорически не понравилось ее родителям и они устроили девушку машинисткой в библиотеку.
Но Ирина не сдавалась – через год она предприняла еще одну попытку. На этот раз ее приняли в драматическую студию при Центральном детском театре. Конкурс там был меньше, чем в других театральных вузах, так как брали в студию только москвичей.
Театральные работы Ирины Муравьевой
После учебы Муравьева осталась работать в детском театре, где и началась ее актерская карьера. Первый раз будущая звезда вышла на сцену в сказке про козла – изображала деревенскую бабу. Потом играла мальчишек, а также птичек и зверушек.
Вскоре Ирине стали поручать более серьезные и крупные роли. Например, в спектакле "Молодая гвардия" по роману Александра Фадеева Муравьева сыграла участницу подпольной организации Любовь Шевцову. Со временем ее заметили критики, а театровед Светлана Хохрякова, оценивая работу Ирины Муравьевой в Центральном детском театре, писала:
В 1977 году Муравьева поступила на заочное отделение ГИТИСа и тогда же ушла в Театр имени Моссовета. На прославленной сцене она дебютировала в роли Хельги в спектакле "На полпути к вершине" по пьесе Питера Устинова.
Одной из лучших ролей артистки в этом театре критики считали роль Грушеньки в спектакле по роману Достоевского "Братья Карамазовы". Ирину Вадимовну хвалили за то, что она достоверно передала чувства героини и ее характер.
"В театре у нее была … крупная и серьезная удача, когда она сыграла Грушеньку в спектакле "Братья Карамазовы" по Ф.М. Достоевскому. Эта ее работа была, пожалуй, самой трудной и неожиданной из всего того, что она сделала до сих пор. … В классической героине … И. Муравьева сумела раскрыть живую сущность образа. Причем сущность какую-то очень свою. Сама индивидуальность актрисы с присущим ей удивительно полным, цельным и жадным восприятием жизни своеобразно объясняла противоречивость и драматический излом Грушеньки. Мы понимали самые слабые и даже жестокие ее поступки, потому что видели глубину ее характера, чувствовали щедрость души, которой не дали раскрыться иначе. Мы сопереживали ей, потому что люди и жизнь не пощадили ни ее щедрости, ни ее силы", – писал журнал "Искусство кино" в 1983 году.
В Театре имени Моссовета Ирина Муравьева прослужила более 15 лет, а с 1994 года и до сих пор играет в Государственном академическом Малом театре, куда пришла по приглашению Юрия Соломина. Она занята в спектакле Владимира Бейлиса "На всякого мудреца довольно простоты", в постановке Юрия Соломина "Женитьба", в спектаклях Алексея Дубровского "Женитьба Бальзаминова" и "Мертвые души", а также в постановке Владимира Иванова "Всегда зовите Долли".
Всего на счету актрисы десятки замечательных ролей в театре и 46 работ в кино. Именно благодаря кинематографу Ирина Муравьева стала любимицей всей страны.
Роли Ирины Муравьевой в кино
Народная артистка России впервые появилась на экранах в далеком 1965 году – она снялась в массовке в ленте "Дети Дон Кихота". Этой картиной открылась кинематографическая биография Ирины Муравьевой. Заметные роли в фильмографии артистки стали появляться в начале 1970-х: в 1973-м Муравьева получила пусть и маленькую, но настоящую роль маляра Зинаиды в телесериале "Разные люди".
А спустя год актриса появилась уже в полнометражной картине "Чисто английское убийство" Самсона Самсонова, в которой она сыграла дочь дворецкого Сюзанну. На пробы Муравьеву пригласил сам режиссер. Он увидел артистку в одном из телеспектаклей Центрального детского театра.
Ирина Вадимовна вспоминала:
Людмила в фильме "Москва слезам не верит"
Но настоящая слава обрушилась на Ирину Муравьеву спустя несколько лет – после роли Людмилы в культовой мелодраме "Москва слезам не верит", которая вышла на экраны в конце 1979 года. Рассказ о трех девушках из провинции, приехавших покорять Москву, только за первый год проката посмотрели около 90 миллионов зрителей. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Сценарист ленты Валентин Черных рассказывал в интервью, что у героини Муравьевой Людмилы Свиридовой, резкой, пробивной и местами циничной, был реальный прототип – его знакомая домработница выдавала владельца квартиры, в которой она жила и работала, за собственного дядю, а также встречалась с известным спортсменом.
Самой актрисе ее роль сначала не понравилась, она даже расплакалась на первом показе.
"Все, что мне было противно в жизни, все вылезло на экран; моя героиня получилась назойливая, вульгарная", – вспоминала Ирина Вадимовна.
Она очень переживала, что зрители и ее саму станут считать такой же и жалела, что не отказалась от участия в картине. Однако опасения оказались напрасными: роль Людмилы сделала актрису всенародной любимицей, подкупив зрителей тем, что ее героиня была живой, искренней и настоящей.
Нина Соломатина в фильме "Карнавал"
В 1981 году режиссер Татьяна Лиознова пригласила Муравьеву на главную роль в своей новой картине "Карнавал". Ей предстояло вновь сыграть девушку, которая приехала в Москву из небольшого города.
Перед актрисой встала интересная профессиональная задача: в 32 года она должна была сыграть 18-летнюю героиню.
Также Ирине предстояло научиться кататься на роликовых коньках. Поначалу это казалось невыполнимым, однако очень скоро Муравьева достигла таких успехов, что Лиознова даже попросила ее "понизить уровень мастерства", чтобы убедительнее смотреться в кадре.
В прокате "Карнавал" посмотрели около 30 миллионов зрителей. А читатели журнала "Советский экран" признали Ирину Муравьеву лучшей актрисой 1982 года. Вскоре ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
Надя Клюева в фильме "Самая обаятельная и привлекательная"
В 1985 году Ирина Муравьева сыграла инженера конструкторского бюро Надю Клюеву в фильме "Самая обаятельная и привлекательная". Актриса долго отказывалась от этой роли: история "серой мышки" Нади показалась актрисе слишком банальной, но режиссер Геральд Бежанов был настроен решительно. Сценарий он писал три недели, а Муравьеву уговаривал полгода. Умолял, дежурил у театра, разве что не стоял на коленях, и все-таки добился согласия актрисы.
"Не было бы с нами Ирины Муравьевой, не было бы картины. Она уникальная актриса! И в творческом плане, и в человеческом. Муравьева тогда была молодой, пухленькой, живой, органичной. Она жила картиной, прислушивалась ко всем моим советам, чтобы точнее сыграть роль Нади", – вспоминал Бежанов.
"Самая обаятельная и привлекательная" стала лидером проката в 1985 году – картину посмотрели почти 45 миллионов человек. Права на показ ленты выкупили 69 стран.
Боялась, что не выйдет замуж: личная жизнь Ирины Муравьевой
Ирина Муравьева была замужем один раз. Она вспоминала:
"Смотрела на себя в зеркало и думала: конечно, я очень страшная, замуж не выйду – совершенно точно".
Со своим мужем – режиссером Леонидом Эйдлиным – Муравьева встретилась в начале 1970-х. Тогда Эйдлина пригласили поставить несколько спектаклей в Центральном детском театре. С Ириной он познакомился на репетиции "Сказки о четырех близнецах". В 1973 году они поженились и прожили вместе 40 лет, до самой смерти Леонида Даниловича. Возможно, такой впечатляющий срок стал возможен благодаря жизненному правилу Ирины Вадимовны:
Леонид Эйдлин скончался в 2014 году после инсульта. По словам Ирины Вадимовны, на протяжении всей жизни муж поддерживал ее во всем.
"Все, что я делала, для него было замечательно", – признавалась она.
"Они, даже если два часа друг друга не видели – уже скучали. Это тихое счастье намного важнее бушующих страстей", – говорила о паре Эйдлин–Муравьева артистка Лариса Кичанова, коллега Ирины Муравьевой по Малому театру.
В семье родились двое сыновей: Даниил в 1975 году, Евгений – в 1983-м. Из-за беременности актриса отказалась от роли Раисы Захаровны в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби" и, как выяснили репортеры, ничуть об этом не жалеет.
Младший сын Евгений стал продюсером, а старший – актером. Сначала Даниил получил профильное образование во Франции, потом продолжил его в России – закончил курс "Режиссер документального кино" во ВГИКе и учился актерскому мастерству у Константина Райкина.
У Ирины Вадимовны есть два внука – Иван и Леонид.
Цитаты народной артистки России Ирины Муравьевой
О родителях
"Я почему редко давала интервью? Очень боялась сказать что-нибудь глупое. Или, наоборот, из-за известности распущу перья, а это будет так стыдно, родители покраснеют, мама скажет: "В своем ли ты уме, детка?".
О первых шагах в профессии
"Я никогда не участвовала ни в какой самодеятельности. Это какой-никакой опыт. Я только иногда в школе стихи читала. Когда очень просили. А так я ходила в драмкружок, надеялась, что вот там всему научусь перед институтом, что там будем играть. Но был руководитель кружка, который с нами занимался чтением стихов, на сцену я так ни разу и не вышла, даже не попробовала, что это такое. В итоге перед поступлением я что-то сама выучила и пришла совершенно неподготовленная. И меня не взяли. Я себя никак не проявила. Видела в те годы в драматическом кружке Дворца пионеров на Ленинских горах Наташу Гундареву и Владимира Иванова. Они тогда еще были школьниками, играли потрясающе. И я думала: "Зачем им учиться? Они уже артисты". Ну и в итоге, конечно, их приняли, меня – нет".
О восприятии себя на экране
"Я глупая женщина. Когда видела себя, я всегда говорила: "Ой, как плохо". При этом я не смотрела на то, как я играю, а обращала внимание на то, что вот тут я повернулась и у меня подбородок, а здесь у меня как-то нос криво. Это бабское отношение к себе на пленке меня очень долго преследовало".
О пути к счастью
"Чтобы прийти к счастью, важна неторопливость, постепенность в достижении каких-то целей. Без усилий ничего не бывает!"
О секрете семейного счастья
"Нельзя разводиться, нельзя не терпеть, нельзя не жалеть, нельзя не понимать".
О домашнем хозяйстве
"Дома я – царица, что хочу, то и делаю: хочу – стираю, хочу – полы мою".
О старости
"Я сейчас очень часто думаю о старости. Интересно, когда я буду очень старенькой, смогу ли я быть такой, как мне бы хотелось? Я вижу многих стариков, вижу, как им тяжело с самими собой. Как они сами от себя страдают, как сами создают себе сложности, проблемы. Вижу их тоску, одиночество... Какой я буду в старости? Не знаю. Но я хочу быть хорошей. Мне дети говорят: "Что ты, мама, ты будешь хорошей". Я говорю: "Не знаю, не знаю, дети мои. Смотря какая болезнь меня подкосит, вдруг какая-то нервная. Я же вас покусаю всех". И я им сказала: "Только вы меня одну не бросайте. Есть буду мало, буду тихо сидеть в уголке, но чтобы я была в семье..."
О православной вере
"После того, как я пришла к вере, мне как-то спокойней стало. Нет, не спокойней – пустоты не стало. Все-таки при всем – при радости жизни, при любви к людям, при хорошем характере, а у меня всегда все с людьми было складно-ладно, – чего-то не было. Сейчас появилось самое главное. Оказывается, было очень много пустот. Сейчас они все заполнились. В жизни появился смысл".