в удобном формате
У легендарного Театра имени Моссовета в этом году юбилей. Сто лет назад у первого театра рабочих Московского губернского совета профсоюзов не было даже собственного здания – артисты выступали прямо на заводах и фабриках. Но успех уже тогда был невероятный.
За сто лет на сцене театра блистали десятки талантливых и неподражаемых актеров. Среди прославленных имен – Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Серафима Бирман, Борис Иванов, Людмила Шапошникова, Геннадий Бортников, Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Маргарита Терехова, Михаил Козаков, Георгий Жженов.
Об истории одного из старейших театров Москвы и его эпических постановках – в материале РЕН ТВ.
История Театра имени Моссовета
Государственный академический театр имени Моссовета – один из первых творческих коллективов, созданных советской властью, был основан 3 марта 1923 года литератором и режиссером Сергеем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов. Современное название он получил в 1938 году.
Сначала театр был передвижным, затем обзавелся помещением и расположился в саду "Эрмитаж". Нынешнее здание Театра имени Моссовета в саду "Аквариум" было построено в 1959 году специально для него. В 1964-м театру присвоен статус академического.
В середине 1960-х годов для показа экспериментальных работ и спектаклей малой формы создан "Театр в фойе", в 1978 году открылась "Малая сцена", а в 1990 году началась творческая жизнь сцены "Под крышей".
Как в Театре Моссовета отметили 100-летний юбилей
Как пишут "Известия", 24 апреля в театре торжественно отметили серьезную дату – 100-летнюю историю сцены рассказали голосами 100 артистов за 100 минут. Московский государственный симфонический оркестр под руководством Ивана Рудина играл "Вальс" Арама Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад" – это произведение считают символом Театра Моссовета. К юбилею посадили в сквере перед театром дуб. Родной театр пришли поздравить с юбилеем Андрей Кончаловский, Евгений Марчелли, Валентина Талызина, Ольга Остроумова, Евгений Стеблов, Александр Голобородько, Анатолий Васильев, Юлия Высоцкая, Ольга Кабо, Александр Домогаров и другие звезды.
Примечательно, что вечер начали с хроники выступления легендарного режиссера Юрия Завадского на праздновании 50-летия Театра Моссовета.
"Нас не будет в его 100-летний юбилей. Но мы должны жить сегодня так, чтобы о нас помнили тогда, когда Москва будет праздновать 100-летие Театра Моссовета!" – говорил Завадский с экрана.
На экране показывали портреты ушедших легендарных артистов, таких как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Георгий Жженов, Леонид Марков и многих других.
Первые постановки и художественные руководители театра
Первыми постановками молодого коллектива в 1920-е годы стали "Савва" Леонида Андреева, а также инсценировки романов "Овод" Этель Лилиан Войнич и "Париж" Эмиля Золя.
С 1925 по 1940 год театром руководил актер и режиссер Евсей Любимов-Ланской. При нем театр превратился в лабораторию новой драматургии. Затем долгое время – с 1940 по 1977 год – художественным руководителем являлся Юрий Завадский. Созданные им спектакли вошли в золотой фонд не только Театра имени Моссовета, но и всей отечественной театральной сцены.
С 1977 по 1985 год руководство осуществлял президиум художественного совета театра в составе Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина, Льва Лосева. С 1986 по 2016 год творческой политикой театра занимался Павел Хомский. В 2021 году художественным руководителем стал Евгений Марчелли.
Сегодня на двух сценах театра ("Основной" и "Под крышей") идут спектакли по произведениям классиков отечественной и мировой драматургии, а также молодых авторов, созданные режиссерами разных поколений и творческих позиций.
Самые известные спектакли Театра имени Моссовета
"Шторм" (1925)
8 декабря 1925 года в театре состоялась премьера спектакля "Шторм", его поставил в тот период художественный руководитель Евсей Любимов-Ланской. Одноименную пьесу о том, как молодая страна борется с препятствиями, прокладывая дорогу к светлому будущему, написал матрос Владимир Билль-Белоцерковский, участник Гражданской войны.
Путь пьесы к славе был тернист: многие театры отказывались ее ставить. Для Театра имени Моссовета, которому на тот момент было всего два года, "Шторм" стал счастливым билетом – после премьеры о нем заговорили. После одного из показов Биллю-Белоцерковскому передали записку, подписанную так: "Благодарный зритель. Иосиф Сталин".
В 1951 году Юрий Завадский создал вторую версию "Шторма". В ней появились новые сцены и герои, среди которых спекулянтка Манька в исполнении Фаины Раневской. Текст роли для нее придумала сама актриса. Правда, через некоторое время режиссер убрал ее из постановки – Манька перетягивала на себя абсолютно все внимание зрителей.
"Васса Железнова" (1936)
В середине 1930-х в театре наметился кризис, отчасти из-за репертуара. Чтобы изменить ситуацию, Любимов-Ланской пригласил в труппу актеров из второго МХАТа. Среди них была легендарная Серафима Бирман. В Театре имени Моссовета она дебютировала как режиссер со спектаклем "Васса Железнова" по пьесе Максима Горького. Премьера, заглавную роль в котором сыграла любимица публики Бирман, вновь сделала театр одним из самых популярных.
"Машенька" (1941)
Премьера спектакля "Машенька" по самой нежной пьесе 1941 года (как тогда о ней говорили) состоялась 4 марта. Этой постановке было суждено стать одним из главных культурных событий в жизни Москвы. Пьесу советского драматурга Александра Афиногенова поставил новый главный режиссер Театра имени Моссовета Юрий Завадский.
Главную роль дедушки-профессора, пытающегося подружиться со своей внучкой-пионеркой, которая приехала к нему жить в Москву из Сибири, играл Евсей Любимов-Ланской. Девочку сыграла мастерица перевоплощений Вера Марецкая, на тот момент ей было почти 35 лет. Критики и зрители, многие из которых во время просмотра не могли сдержать слез, отмечали в психологизме "Машеньки" чеховские мотивы.
Одним из главных поклонников пьесы был друг Афиногенова поэт Борис Пастернак, зашифрованный, кстати, в одном из персонажей. В геологе Леониде Борисовиче, друге профессора Окаемова, который помогает ему сделать первый шаг навстречу внучке, можно узнать Бориса Леонидовича.
"В противоположность писателям, изъясняющимся темно и неповоротливо, он с умом и дельно говорил о вещах, представляющих интерес и значение", – писал Пастернак об Афиногенове.
"Маскарад" (1952)
"Маскарад" по пьесе Михаила Лермонтова, к которой театры часто обращались в послевоенные годы, стал одним из главных спектаклей Юрия Завадского. Художник-постановщик, народный художник СССР Борис Волков использовал в качестве фона черный бархат, делавший Николая Мордвинова, Веру Марецкую, Ростислава Плятта и других артистов похожими на персонажи гравюр.
В 1964 году была создана вторая версия спектакля. Режиссер ввел в постановку дирижера, который управлял не только игрой оркестра, но и, кажется, героями. За второй "Маскарад" Завадский получил Ленинскую премию.
"Дальше – тишина" (1969)
Одним из самых трогательных в репертуаре Театра имени Моссовета стал спектакль "Дальше – тишина" режиссера Анатолия Эфроса. В его основу лег сценарий голливудского фильма Лео Маккери "Уступи место завтрашнему дню" 1937 года, написанный Виньей Дельмар.
В центре сюжета – история обедневшей пожилой пары Барклея и Люси Куперов, которую хладнокровно разлучают собственные дети, не желающие оказывать старикам финансовую помощь. Главные роли сыграли Ростислав Плятт и Фаина Раневская.
Пронзительную сцену, в которой Барклей приводит Люси в их любимый ресторан, чтобы в последний раз вспомнить былое, до сих пор разбирают в театральных вузах как одну из вершин актерского мастерства.
"Петербургские сновидения" (1969)
В том же году Юрий Завадский поставил свой последний спектакль – "Петербургские сновидения" по роману "Преступление и наказание" Достоевского. Его он посвятил одному из своих учителей – Евгению Вахтангову. Родиона Раскольникова играли по очереди Геннадий Бортников и Георгий Тараторкин. Леонид Марков играл Свидригайлова.
"Лучшее, что я видел в театре за последнее время, – это "Петербургские сновидения" у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве", – писал режиссер Андрей Тарковский.
"Царская охота" (1977)
"Царская охота" Леонида Зорина – один из лучших спектаклей не только Театра имени Моссовета, но и режиссера Романа Виктюка. Постановка о преданной возлюбленным женщине, выдававшей себя за княжну Елизавету Тараканову и угодившей в конце концов в Петропавловскую крепость, стала сенсацией и не выходила из репертуара 27 лет.
Первыми главные роли в "Царской охоте" исполнили Леонид Марков и Маргарита Терехова. Говорили, что из-за виртуозно выстроенных сцен от артистов буквально летели искры.
Роман Виктюк вспоминал, что сразу решил: спектакль надо репетировать с совершенной точки отношений героев – с ночной любовной сцены. И ожидал, что артисты возразят ему и скажут: мы должны прийти к этому, как бы подготовить зрителя, нельзя начинать с вершины.
Но Марков и Терехова моментально откликнулись на предложение режиссера и между ними сразу установился невероятный человеческий и творческий контакт.
"Царская охота" – это не просто звездная, хорошая театральная работа, это судьбоносный спектакль для Маргариты Тереховой, это то, что определило, раскрыло ее. Работу Маргариты в этом спектакле можно сравнить с вулканом: вот он молчит, временно спокоен – и в одну секунду – безумие! Рита одна из тех немногих в мире театра людей, кто владеет энергией неба", – говорил Роман Виктюк.
"Правда хорошо, а счастье лучше" (1980)
Комедию Александра Островского поставил Сергей Юрский, он же сыграл одну из ролей – отставного унтер-офицера Силу Ерофеича Грознова. Роль пожилой няни Филицаты стала одной из последних в жизни Фаины Раневской. Многие зрители шли на спектакль именно из-за нее.
В каком-то смысле этот спектакль появился благодаря самой Раневской. Прочитав книгу об Островском, актриса захотела сыграть в спектакле по его пьесе. Фаине Георгиевне изначально предлагали роль властной старухи Барабошевой, но она настояла на Филицате:
"Я столько уродов сыграла. Я хочу хорошего человека играть".
По воспоминаниям режиссера и коллег, Раневская не раз хотела бросить спектакль. Но как только она выходила на сцену, все сомнения уходили прочь.
"Иисус Христос – суперзвезда" (1990)
"Иисус Христос – суперзвезда" стал первой зарубежной рок-оперой, поставленной в России, и одним из первых мюзиклов на сцене театра. Премьера спектакля, который до сих пор остается в его репертуаре, состоялась 12 июля 1990 года.
История постановки началась еще в 1970-х, когда режиссер Павел Хомский, в то время работавший в Московском ТЮЗе, увидел в Нью-Йорке бродвейский мюзикл Jesus Christ Superstar и захотел познакомить с ним российского зрителя. Но получилось не сразу – к этой идее он вернулся только в 1990 году.
В театре говорят, что постановка этого ставшего уже мировой музыкальной классикой произведения на сцене драматического театра интересна своеобразным сочетанием жанра рок-оперы и традиций русской театральной школы.
Речь идет о свободном творческом переводе либретто на русский язык, о развитии его драматургических линий, о пьесе "по мотивам". Это потребовало и новой музыкальной редакции, в которой, однако, мелодика и авторские лейтмотивы были бережно сохранены.
"Царство отца и сына" (2009)
В 2009 году режиссер, народный артист РСФСР Юрий Еремин обратился к двум частям известной трилогии Алексея Толстого о правлении Ивана Грозного и Федора Иоанновича, соединив их воедино.
Черно-белая цветовая гамма костюмов, простые и лаконичные декорации в виде шахматной доски плюс глубокая проработка характеров персонажей – постановка произвела на театральную Москву неизгладимое впечатление. Главные роли в спектакле играли Виктор Сухоруков, Александр Яцко, Дмитрий Щербина, Валерий Яременко, Марина Кондратьева, Екатерина Гусева и другие.
"Вишневый сад" (2016)
27 февраля 2016 года состоялась премьера "Вишневого сада" в постановке Андрея Кончаловского. Спектакль завершил чеховский триптих режиссера, в который вошли также "Дядя Ваня" и "Три сестры".
Трилогия – авторский проект режиссера, выступающего в этих спектаклях и в качестве художника-постановщика, объединившего все три постановки единым решением сценического пространства, разного в частностях, но унитарного в целом.
"ШЕКСПИРГАМЛЕТ" (2020)
Одну из главных постановок последних лет создал нынешний художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли. Знакомые сюжетные повороты драмы Уильяма Шекспира разворачиваются в декорациях, напоминающих то бункер из современной компьютерной игры, то модный ночной клуб. Режиссер использовал прозаический перевод.
Евгений Марчелли в своей постановке предлагает неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой Гамлет сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки.