в удобном формате
Фаина Раневская – прославленная советская актриса театра и кино, которой до сих пор многие восторгаются. Она была непохожей на других, но именно за особую индивидуальность актрису и ценили. В ее творческой биографии много второстепенных ролей, но она умела их делать такими яркими и запоминающимися, что затмевала тех, кто перевоплощался в главных героев.
Жизнь Раневской была непростой: она чувствовала себя одинокой, а еще не смогла найти свое личное счастье. Несмотря на это, Фаина Георгиевна ни о чем не жалела и часто шла наперекор всем и своей судьбе.
27 августа исполняется 128 лет со дня ее рождения. В честь этого РЕН ТВ вспоминает ее детство и творческий путь, рассказывает, почему она не вышла замуж, и приводит самые яркие цитаты королевы слова.
Фаина Раневская: ранние годы и споры с родителями
Фаина Георгиевна родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в богатой еврейской семье. Ее настоящее имя – Фанни Гиршевна Фельдман. Помимо Раневской, в семье было еще четверо детей: три брата и сестра Изабелла. Мама занималась хозяйством и детьми, а папа был предпринимателем, владел магазином и даже пароходом.
Несмотря на то, что у Фаины Георгиевны была большая семья, она чувствовала себя одинокой с самого детства. Из-за того, что Раневская заикалась, она была стеснительной и неуверенной в себе девушкой.
Фаина Георгиевна не могла найти общий язык и со сверстниками, поэтому уговорила родителей, чтобы они забрали ее из престижной женской гимназии и наняли учителей домой. Она смогла получить хорошее образование. Известно, что Раневская знала несколько иностранных языков.
Но особо хорошо у нее получалось петь, танцевать и пародировать людей. Несмотря на то, что Раневская никогда не считала себя красивой, она верила, что станет известной актрисой. Этой профессией Фаина Георгиевна заинтересовалась после просмотра спектакля "Вишневый сад".
Она начала посещать театральную студию и делала все, чтобы ее мечта сбылась. Вот только родители не одобрили выбор дочери. Раневская все же пошла против них и уехала в Москву. С тех пор она не видела маму и папу, так как вскоре они эмигрировали.
Актерская карьера Фаины Раневской
Фаина Георгиевна приехала в столицу практически без денег, так как отец отказался ей их давать, считая выбранный творческий путь дочери глупостью и блажью. На те небольшие деньги, которые Раневской дала мама, она смогла снять комнату и чувствовала в тот момент себя самой счастливой.
Однако вскоре ее ждало разочарование. Фаина Георгиевна очень хотела учиться, но ее не принимали в театральные институты, так как считали неспособной и отмечали у нее отсутствие таланта. Ее приняли в частную театральную школу, но позже она была вынуждена ее оставить, так как ей нечем было платить.
Благодаря содействию актрисы Екатерины Гельцер Фаина Георгиевна попала в один из подмосковных театров на летний сезон. В 1917 году ее приняли в Театр актера, где она сразу получила важную роль в спектакле "Роман". Здесь она прослужила почти 15 лет.
Интересна история появления псевдонима актрисы. Как-то она получила гонорар за выступление, но, выйдя из банка, потеряла деньги. Существует несколько версий: то ли вор выхватил их у нее, то ли она их не удержала.
Впрочем, Раневская отметила, что деньги очень красиво улетели. Коллега, который был в тот момент рядом с артисткой, заметил, что эти слова напомнили ему выражения Раневской, героини произведения "Вишневый сад" Антона Чехова. Так и появилась Фаина Раневская.
Позже она написала письмо Александру Таирову и попросила принять ее в труппу Камерного театра, на основе которого позже был создан ныне известный Театр имени Пушкина. Александр Яковлевич предложил ей участие в пьесе "Патетическая соната". Эта работа принесла актрисе настоящий успех и популярность в театральных кругах.
Другие театры пытались переманить Фаину Георгиевну к себе, но она мечтала о съемках в кино. Раневская собрала все свои фото, которые были сделаны во время ее работы в провинциальных театрах, и отправила их на "Мосфильм". Однако их вернули и сказали, что актриса им не интересна.
Все изменилось, когда Фаина Георгиевна познакомилась с Михаилом Роммом, который тогда как раз приступил к съемкам картины "Пышка". Актрисе досталась роль госпожи Луазо. Впрочем, работать на съемочной площадке оказалось не так легко. Часто съемки проходили ночью, поэтому у Раневской появилась бессонница.
Спустя семь лет Ромм и Раневская снова вместе работали – на этот раз над фильмом "Мечта". Роль Розы для нее была успешной, ведь благодаря ей актриса смогла показать, что ей по плечу не только комедии, но и драма. Картина имела такой успех, что даже Рузвельт посмотрел ее и отметил, что это один из великих фильмов, а Фаина Георгиевна – замечательная актриса.
Еще одна успешная работа – фильм "Подкидыш". Именно благодаря этой картине появилась фраза: "Муля, не нервируй меня!", ставшая крылатой. Интересно, что даже Леонид Брежнев произнес ее, когда вручал награду актрисе. Стоит отметить, что у артистки было много наград, в том числе и три Сталинских премии.
В 1947 году Фаина Георгиевна сыграла мачеху в "Золушке". Автор произведения Евгений Шварц обожал актрису и очень хотел видеть ее в фильме. Ради этой роли она специально подкладывала в щеки вату, чтобы по-особенному разговаривать.
В начале 50-х годов актриса пришла в Театр имени Моссовета, в котором прослужила четверть века. Последний спектакль с ее участием – "Дальше – тишина", который потрясал многих зрителей.
Последняя роль Раневской в кино — лента "Сегодня новый аттракцион". Известно, что Борис Грачевский предлагал ей сняться в "Ералаше", но она там так и не появилась. Также Фаина Георгиевна озвучила героиню фрекен Бок в мультфильме "Карлсон вернулся". Изначально Раневская отказалась от этого, но после долгих уговоров согласилась.
Личная жизнь Фаины Раневской: в кого была влюблена и почему считала себя одинокой
Фаина Георгиевна впервые влюбилась в молодости в актера, с которым служила в одном театре. Ей казалось, что она тоже нравилась ему, поэтому актриса пригласила его к себе в гости. Однако мужчина пришел с другой женщиной и попросил Раневскую оставить их на какое-то время. Эта ситуация нанесла артистке психологическую травму.
После этого она избегала мужчин и считала, что лучше обходить их стороной, чтобы они не причиняли боль. Позже своей любовью Фаина Георгиевна называла Павлу Вульф. Эти нежные чувства она питала как к учителю и близкой подруге.
Впрочем, Раневская всю жизнь чувствовала себя одинокой, причем в последние годы жизни это чувство обострилось, несмотря на то, что рядом всегда были друзья, коллеги и поклонники. Современники актрисы признаются, что она жаловалась на одиночество. Однако его в последние годы скрашивал пес Мальчик.
Жизненные трудности Фаины Раневской
Фаина Георгиевна исполнила свою главную мечту и стала актрисой, но ей не нравилась ее профессиональная судьба, потому что она считала, что могла бы сделать гораздо больше в кино и в театре, если бы ей предоставили такую возможность.
Что же мешало актрисе? По словам Раневской, ее не очень любили режиссеры, потому что она была слишком инициативной, постоянно что-то предлагала и часто шла им наперекор.
В своей профессии Фаина Георгиевна не любила зазнайство, самоуверенность и самовлюбленность, а еще равнодушие. По мнению актрисы, это главное, что может привести к гибели театра.
Своим учителем актриса считала Станиславского, хотя никогда у него не училась. Но однажды она видела его на улице. Фаина Георгиевна не растерялась и обратилась к нему со словами: "Мальчик мой". Он же послал ей в ответ приветы и воздушные поцелуи.
"Я очень этим горжусь и часто это вспоминаю как праздник", – говорила о встрече Раневская.
А вот своим педагогом она считала ту самую Павлу Вульф. Фаина Георгиевна говорила, что иногда даже называла ее мамой.
Главным режиссером Фаина Георгиевна считала Александра Сергеевича Пушкина.
"Пушкин – все для меня", – говорила артистка.
Она не скрывала, что больше всего любила репетировать, потому что здесь не было особой ответственности.
"А играть я вообще не умею. Я не знаю даже, что такое актерская игра. Это слово, по-моему, даже не подходит к нашему делу. Жить в образе человека, создавать его, но никак не играть. Играют дети, в карты играют", – признавалась Раневская.
Кстати, она испытывала отвращение к некоторым своим героиням. Например, к Маньке-спекулянтке из "Шторма". Таких людей актриса встречала и в жизни, и ей всегда было стыдно за них.
Несмотря на популярность и успех, Фаина Георгиевна редко была собой довольна. Ей было приятно, когда ее хвалили, но она сама никогда не ценила высоко свою работу. Более того, после спектаклей актриса часто мучилась и терзалась и даже могла не спать всю ночь, думая о том, что могла бы сыграть лучше.
"Я не бываю собой довольна. Никогда. Не было такого случая. Не помню, чтобы я всегда была в восторге", – заключала Фаина Раневская.
Смерть Фаины Раневской
Фаина Георгиевна в последние годы жаловалась на здоровье, но никогда не падала духом. В июле 1984 года у нее случился инфаркт, который осложнила пневмония.
19 июля того же года актрисы не стало. Ее похоронили на Новом Донском кладбище у могилы ее сестры Изабеллы.
Яркие цитаты Фаины Раневской
Фаина Георгиевна была очень умной женщиной и мастером слова. Благодаря ней появилось множество изречений, которыми до сих пор пользуется народ. И вот одни из самых ярких афоризмов Фаины Раневской:
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение!
- Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник.
- Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
- Женщины — это не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски.
- Я заметила, что, если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее.
- Главное — живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.