Там, где еще недавно экспонировалась картина Анна Лепорской "Три фигуры", теперь только три следа от креплений рамы. Почти сразу после повреждения полотно вернули в Третьяковскую галерею, а оставшиеся шедевры супрематизма защитили специальным экраном.
Новые и явно не авторские штрихи на полотне ученицы Малевича бросились в глаза обычным посетителям выставки. То, что две из трех абстрактных фигур на картине внезапно прозрели, вызвало у музейщиков настоящий шок. За все время работы галереи это первый акт вандализма, и сразу с произведением, оценочная стоимость которого 75 миллионов рублей.
"Человек с ручкой, которую он достал из кармана, посмотрев по сторонам и не увидев никого, нанес четыре круга, только эта картина его заинтересовала удивительным образом", - рассказал Илья Шипиловских, руководитель арт-галереи Ельцин Центра.
Личность вандала до сих пор остается загадкой. Его лицо засветилось на десятках камер, но полиция Екатеринбурга в произошедшем преступления не разглядела. Ущерб сочли таким же незначительным, как и размер пририсованных глаз и отказались возбуждать дело. У искусствоведов иное мнение.
"Повреждения шариковой ручкой довольно критичны — грифель и шарик могут продавить красочный слой, это устранить практически невозможно. Это будет очень долгая, сложная, кропотливая работа, чтобы убрать остатки этих чернил, реставраторы будут работать под микроскопом", - объяснила реставратор Анастасия Бринцева.
Реставрационный совет Третьяковки уже оценил восстановление картины Лепорской в 250 тысяч рублей. Страховая компания деньги выплатила. Но в Минкульте все равно требует найти и наказать виновного.
"В целях отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту повреждения картины Лепорской А.А. "Три фигуры" Департамент музеев и внешних связей направил жалобу в Генпрокуратуру России", - говорится в обращении министерства.
В самом Ельцин Центре, где расположена галерея, после инцидента уволили начальника службы безопасности. Версию о том, что навредить картине мог обиженный бывший сотрудник, в музее отвергают. По еще одной догадке, вандалом мог стать ценитель классической живописи: глаза он пририсовал ровно в том месте, где их планировала расположить художница, однако впоследствии передумала, решив не нарушать каноны абстрактной живописи.
"Абсолютно видно влияние ее учителя, ценность - это вещь, которая относится к одному из ключевых периодов — супрематизму", - отметила искусствовед Инна Монашерова.
Интерес к выставке в Екатеринбурге на фоне скандала уже возрос, не исключено, что после шумихи подскочит и стоимость самой картины. Одно можно утверждать наверняка: благодаря двум парам пририсованных глаз многие впервые увидели работы любимой ученицы Казимира Малевича.