в удобном формате
В этот четверг многие пассажиры московской подземки удивлялись: выходишь на станции "Каширская" и сразу попадаешь в перформанс. Ощущения очень необычные: фотопортреты женщин, переживших рак, размещены прямо на платформе станции "Каширская" Московского метрополитена. Здесь двойной смысл: во-первых, это ведь не выставка в галерее для узкого круга - миллионный пассажиропоток выводит само восприятие проблем онкологии на новый уровень. А во-вторых, именно около "Каширской" расположен крупнейший в России онкоцентр имени Блохина, куда едут на прием тысячи людей со всей страны. Может быть, остановятся, посмотрят, почитают и поймут, что не одиноки.
Надежда Кузнецова открывает ноутбук и вспоминает: страшная встреча с онкологией произошла во время беременности. На этих фото она и без волос после химиотерапии, и с сильно округлившимся животом. Говорит: сначала была близка к умопомрачению из-за страшной боязни за себя и за будущего ребенка, но потом пришло неожиданное расслабление - после фотосессии у Ольги Павловой. Проект "Химия была, но мы расстались" - рука поддержки, протянутая тем, кто услышал диагноз "рак".
"И она говорит: "Ты такая красивая, сейчас я тебе это покажу", - и стала меня фотографировать. И на ее фотографиях я смогла увидеть то, что я не увидела ни в зеркале, ни на селфи, нигде. Я увидела, что это странно, но я правда очень красивая лысая. И с этого момента я жила с совершенно другим ощущением. Появляются люди, которые говорят: "Привет! Мы там были, иди сюда, мы тебя поддержим, это можно пережить!", - рассказала участница проекта.
Фотохудожник Ольга Павлова сама пережила лимфому и ее рецидив и с тех пор направила свой объектив в сторону психологической поддержки онкобольных, особенно женщин. По статистике именно они - морально - тяжелее переживают рак. Замыкаются в себе, боятся даже говорить о проблеме, которую наше общество до конца не осмыслило.
Вот и один из ведущих психиатров России Зураб Кикелидзе в интервью "Известиям" говорит: даже в XXI веке, когда лечение рака сделало гигантский шаг вперед, многие до сих пор пребывают в плену устаревших и смертельно опасных стереотипов.
"К сожалению, в нашем сознании рак является заболеванием смертельным. Что не соответствует действительности. Потому что на настоящем этапе большинство видов рака поддаются лечению, хирургическому и другому, но туда надо подключать еще и лечение психотерапевтическое", - рассказал Зураб Кекелидзе, главный внештатный психиатр Минздрава.
Хирург-онколог Андрей Пылев подтверждает: ранняя диагностика и новые методы лечения заставляют болезнь отступать. Есть и новейшая психологическая установка: даже со страшным диагнозом не впадать в отчаяние, а жить привычной жизнью.
"Мы рекомендуем пациентам не менять привычные алгоритмы: не отменять отпуск, есть вкусную еду, если она не противопоказана. И выдергивать людей из привычного устоя - нет такой необходимости", - объяснил врач онколог-хирург Андрей Пылев.
И призванный сохранить психологический комфорт для онкобольных проект "Химия была, но мы расстались" уже пошел по стране. Алия из Казани, сама пережившая борьбу с тяжелым диагнозом, стала первым региональным фотоволонтером, кадрами рассказывая в своей республике, что рак не приговор.
На языке онкопсихологов преодоление замкнутости и боязни рака звучит как "выход из шкафа". Чтобы там, в шкафу, остался только скелет воспоминаний, а нынешняя жизнь играла только красками оптимизма и надежды на лучшее.