Самая дорогая картина в истории — "Спаситель мира", которую в 2017 году продали на 430 миллионов долларов как работу Леонардо до Винчи — не принадлежит легендарному итальянцу, сообщают "Известия".
Публичная история картины "Спаситель мира" началась в конце 2011 года, когда ее представили на выставке "Леонардо да Винчи: живописец при миланском дворе" в Лондонской национальной галерее. С того времени полотно больше ни разу не выставлялось в музеях. Вскоре его купил российский олигарх Дмитрий Рыболовлевый за 127 миллионов долларов. Несколько лет спустя, в 2017 году, он продал картину на Christie’s.
Россиянин хотел получить 100 миллионов долларов, однако в итоге полотно продали за рекордные 430 миллионов долларов. Покупателем оказался наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман. Предполагалось, что картина попадет на выставку в Лувре в 2019 году, но музей и наследный принц не нашли общего языка в вопросах экспонирования. Салман требовал подписать полотно как работу Леонардо, однако Лувр на это не пошел. В итоге экспонат так и не добрался до музея.
Обсуждать картину начали после выхода двух документальных фильмов: The Lost Leonardo ("Потерянный Леонардо") и The Savior for Sale ("Спаситель на продажу"). Многие подвергли сомнениям то, что работа принадлежит Леонардо.
Выяснилось, что "Спаситель мира" не принадлежал королю Англии Карлу I. В собрании казненного монарха находилась работа, названная в посмертной распродажной описи A peece of Christ done by Leonardo. Ее продали капитану Джону Стоуну за 30 фунтов. При этом подобные вещи обозначались штампом CR (Carolus Rex) с короной над буквами. Аукционный "Спаситель мира" был без этого штампа.
Хранитель итальянской живописи ГМИИ имени Пушкина Виктория Маркова еще в 2010 году в разговоре с директором музея Ириной Антоновой заявила, что эта картина не принадлежит итальянскому художнику.
"Известно, что Леонардо написал одну картину этого иконографического типа. Но мы о ней ничего не знаем. И нет никаких доказательств, никаких аргументов в пользу того, что нам предлагали ту самую картину. Картина в такой плохой сохранности, что говорить о ней как о произведении искусства нельзя. От подлинной живописи там почти ничего не осталось. Только половина правой кисти Христа. Возможно, эта кисть — действительно работа мастерской Леонардо. Но если кто-то будет приписывать ее самому да Винчи — это спекуляция", — объяснила она.
По ее словам, история вокруг картины является огромной мировой аферой. Маркова не варит экспертам, которые подтвердили авторство Леонардо.