в удобном формате
Событие, к которому тщательно готовились в Москве, сегодня вызвало самые неоднозначные отклики. В столице открыли памятник Сергею Есенину. 3 октября будут отмечать 125 лет со дня его рождения. Однако "ангела русской поэзии", как назвал эту композицию скульптор, не все смогли сдержанно оценить. Некоторые ракурсы многих настолько потрясли, что заставили писать в соцсетях далеко не лирические строки. Что хотел сказать автор - в материале РЕН ТВ.
Стягивать отрез ткани или перерезать ленточку – нет, тут нужен другой подход. Есенина засыпали лепестками роз, получилось оригинально. Но не так оригинально, как сама композиция. Это новый взгляд на образ поэта к его 125-летию. Скульптура стоит, точнее лежит, в общем, находится во дворе музея. Опорой служат сломанные крылья. По задумке автора, Есенин то ли после распятья, то ли перед воскрешением. Поклонники поэзии должны понять задумку.
Журналисты РЕН ТВ спросили одного из самых известных ценителей Есенина в стране - Сергей Безруков был сдержан в комментариях.
"Мне сложно говорить об этом, потому как я все-таки большой поклонник бичиковского памятника на Тверском бульваре. Я очень люблю тот памятник. Поэтому воздержусь", - сказал актер.
Смелый взгляд на образ поэта сначала оценили не все посетители есенинского музея. Потом изображение попало в интернет, и началось. Вот, например, комментарии на официально страничке: предлагают оторвать создателю руки, называют скульптуру чудовищем, предлагают снести и подозревают, что на установке памятника отмыли деньги. Администрация музея, во-первых, не согласна, во-вторых, просит памятником это не называть.
"Очень многие считают, что через этот памятник прошло какое-то отмывание денег. Я хочу вас уверить, что это абсолютно бескорыстный жест скульптора, который подарил музею скульптурную композицию. Это все-таки не памятник. Это скульптурная композиция, временная", - заявила заведующая экспозиционно-выставочного отдела Александра Шетракова.
Странно, но накануне музейщики приглашали именно на открытие памятника. Так и написали в пресс-релизе. Но это было еще до волны негодований.
И тут настал момент объяснить обывателю разницу между памятником и скульптурой. Памятник – это когда "Да! Теперь решено. Без возврата" - вот на Тверском бульваре в Москве. Установлен по заказу и после согласований. А во дворе музея Есенина – авторская скульптура. Ее придумал автор, подарил, а потом "все пройдет, как с белых яблок дым", то есть переставят или отправят в хранилище.
"Он нам ее не навязывает. Это же просто она демонстрируется, показывается. Причем на закрытой территории, и она показывается временно", - говорит народный художник России, академик Салават Щербаков.
Странно, конечно, что одно из достоинств скульптуры то, что автор ее не навязывает. Впрочем, это действительно так.
Скульптор Григорий Потоцкий уверяет, что создал работу в момент вдохновения. А потом решил подарить. Ну, не нравится она кому-то, что же поделать?
"Они хотят красивого Есенина, хотят златокудрого. Хотят того, к которому привыкли. А увидеть боль, увидеть правду, они не готовы. И когда начинаешь спрашивать, они не могут смотреть, они убегают", - объясняет скульптор нового памятника Есенину Григорий Потоцкий.
На сторону автора стали и именитые искусствоведы.
"Надо понимать, если миллионы "за", а десять человек "против". Я понимаю, что игнорировать мнение меньшинства нельзя. Но идти на поводу мнения непрофессионального, необразованного меньшинства тоже нельзя", - заявил российский искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева, специалист в области современного искусства и архитектуры Михаил Миндлин.
Новый взгляд на великого русского поэта кому-то может и понравится, а тот, кого раздражает поза и манера исполнения, имеет возможность на изваяние не смотреть. Просто не ходить во двор музея Есенина в Москве. Или ходить, но смотреть в другую сторону. По крайней мере, до ноября. После искусствоведы найдут скульптуре новое место, раз она больше не памятник.