в удобном формате
Имя, которое стало символом бескорыстной и справедливой помощи тем, кто попал в самые сложные обстоятельства. Сегодня в Москве открыли Центр-музей в память о Елизавете Глинке, в день ее рождения. Этого врача весь мир больше знает как Доктора Лизу, ту самую, что без страха готова была мчаться туда, где рвались снаряды, чтобы спасать детей, стариков, безнадежно больных. И именно к ней шли, когда больше обращаться было не к кому.
Оранжевая линия на стене – это луч Солнца, а витки зеленой краски – изгибы кардиограммы. Чуть выше – ее фотографии. Вот Доктор Лиза за своей повседневной работой – обнимает раненого на каталке перед тем, как отправить на скорой в больницу. И тут же ее личные вещи - любимый синий плюшевый ослик, "именной" белый халат и знаменитая "душегрейка", кофта-безрукавка, в которой спешила на помощь в самые лютые морозы. Ее муж, который отказывается считать себя "вдовцом", признается: чувства противоречивые.
"Видеть ее личные вещи непросто, а, с другой стороны, радость, продолжение ее работы, Фонд работает так, как она, с униженными и оскорбленными, отвергнутыми обществом и многими из нас", - рассказал вдовец Елизаветы Глинки, руководитель благотворительного фонда "Доктор Лиза" Глеб Глинка.
Именно эти "униженные и оскорбленные" умирающие в хосписах старики, бездомные на вокзалах, дети-отказники и придумали врачу Елизавете Глинке не просто прозвище "Доктор Лиза", но и сформулировали суть ее работы и жизни.
"Детям помогать легко, а мало помогают бездомным, очень мало помогают малоимущим семьям, это просто неинтересно, такой пласт почему-то не интересует благотворителей", - рассказывала Елизавета Глинка.
Вот поэтому она не называла свою работу "благотворительностью". Это было "милосердие прямого действия".
Родные вспоминают: видели ее чаще по телевизору на очередном "рейде доброты", чем дома.
"Я, когда звонил Глебу, ее мужу, и спрашивал: могу ли я поговорить с сестрой, то он отвечал: "Если ты не терминальный больной или бездомный, то, скорее всего, нет", - рассказал брат Елизаветы Глинки Андрей Колесниченко.
Но с 2014-го Доктор Лиза просто не успевала ездить в хосписы и на вокзалы: в ее жизнь прочно и навсегда вошла война на Донбассе. Точнее, спасение детей. Она вывезла более пятисот ребят - раненых, искалеченных, смертельно больных. В прямом смысле слова закрывая от пуль, снарядов и мин.
"Дети из-под бомбежек, в плохом состоянии, они очень устали, не спали несколько ночей. Проще самому попасть под бомбежку, чем ждать, пока они доедут под шквалом огня", - говорила Елизавета Глинка.
Елену и Максима Мурич, вывезенных из Донецка, мы снимали у Доктора Лизы в знаменитом "подвале на Пятницкой" всего за три месяца до гибели Елизаветы Глинки. Тогда новой частью ее жизни, помимо Донбасса, стала Сирия, ее страдающие дети. Туда она отравлялась 25 декабря 2016 на Ту-154 вместе с ансамблем имени Александрова и съёмочными группами наших коллег. Самолет упал в море сразу после вылета из Сочи. Никто не выжил. Узнав, что Доктор Лиза больше не вернется, Максим прочитал эти стихи.
Вскоре Максим сам умер от рака, но его мама осталась жить в Москве, сейчас она - волонтер фонда "Доктор Лиза".
"Ее дело продолжается, не умерло, Елизавету Петровну мы помним как доброго и отзывчивого человека, которая спешила всем на помощь и никогда не бросала в трудную минуту", - рассказала волонтер фонда Елена Мурич.
После гибели Елизаветы Глинки с ее фондом "Справедливая помощь" произошло много странных метаморфоз, поэтому самые ее близкие люди в марте 2018-го организовали новый - "Доктор Лиза", который разместился на Пятницкой улице, совсем рядом с тем самым легендарным "благотворительным подвалом".
"Самое главное, что мы в прошлом году начали работать, проводить уроки доброты в школах, были выездные экспозиции на Донбассе, идея была совершенно очевидной: нам просто очень хотелось бы, чтобы и через 10 лет, и через 20 про Елизавету Глинку не забывали", - отметила Наталья Авилова, директор фонда "Доктор Лиза".
После того, как в ее день рождения, 20 февраля, открылся этот музей, точно не забудут. Нам, кстати, удалось попасть в него самыми первыми задолго до официальной церемонии.
Большая удача увидеть музейные экспонаты еще до того, как они примут застывший выставочный вид. Вот, например, легендарный чемоданчик Елизаветы Глинки с надписью маркером "Доктор Лиза", с ним она выезжала в командировки в Донбасс. Здесь есть все для спасения раненых. И в этом "спасительном чемоданчике", и во всех этих экспонатах – смысл всей ее жизни.
А те, кто продолжают дело доктора Лизы, конечно, музеем не ограничатся. Прямо этим вечером вновь отравятся на вокзал: кормить бездомных, следуя главному принципу Елизаветы Глинки: "Я всегда на стороне слабого".