в удобном формате
Во вторник в так называемом международном обществе "Мемориал" состоялась презентация книги "Убиты в Калинине, захоронены в Медном". Авторы трехтомного издания рассказывают о тысячах военнопленных поляков, которые якобы были расстреляны в 1940 году в Калинине (Твери), а потом захоронены в Медном. В предисловии говорится, что главная задача состоит в том, чтобы напомнить: жертвы катынского злодеяния, в частности узники Осташковского лагеря, не безымянная масса, а конкретные люди. Однако многие российские историки считают, что "Мемориал" преследовал другую цель. Противники международного общества, которое презентовало книгу, неоднократно заявляли, что эта организация функционирует на деньги иностранных источников, подрывает моральные устои российского общества, разрушает традиционные семейные ценности, фальсифицирует историю в интересах других стран.
Доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики (ВШЭ), член Российской ассоциации историков Второй мировой войны, член Зиновьевского клуба Алексей Плотников считает, что спекуляции на тему захоронения в Медном - это часть одной одной большой пропагандистской кампании против России. По словам историка, вся польская теория построена на так называемых "этапных списках", в которых говорится, что 6300 польских военнопленных были отправлены на работы на территории Советского Союза. Однако, как уверяет Плотников, эти люди не были расстреляны.
"Мы должны с Вами помнить, что этот вопрос очень политизированный. Он относится к более известному вопросу - катынскому. Это вторая точка на катынской карте. Если главная Катынь у нас под Смоленском, то второе место, где якобы (я сразу обозначаю свою позицию) были расстреляны бывшие польские военнопленные, - это селение Медное под Тверью. Смысл в том, что одним из элементов очень агрессивной польской пропаганды является утверждение, что в Катыни поляков расстреляли мы, органы НКВД в 1940 году. Но на самом деле, ни документами, ни фактами это не подтверждается. Не останавливаясь на катынском вопросе, я изложу видение ситуации по Медному. В Медном создан, опять-таки, без разрешения российских властей в начале 90-х годов помпезный мемориальный комплекс. Такой же комплекс есть и в Катыни под Смоленском. На мемориале в Медном установлены чугунные таблички с именами 6 тысяч 300 якобы расстрелянных и похороненных здесь бывших военнопленных, которые содержались в Осташковском лагере в Тверской области. Без всяких доказательств уверяют, что именно так и было. Главным основанием является то, что есть в открытом доступе. А именно соответствующие инструкции, распоряжения, иногда их называют этапные списки, в которых написано, что польские военнопленные в количестве 6300 человек были в 1940 году этапированы из Осташковского лагеря в распоряжении УНКВД по Калининской области. На основе этих распоряжений о переотправке военнопленных делается вывод, что они были расстреляны нами, НКВД, по совершенно непонятным причинам".
Историк назвал факты, которые говорят, что польская версия является фальсификацией:
"На самом деле, главная Катынь для специалистов достаточно понятная фальсификация - немецкий вброс, который был специально предпринят в 1943 году. Если в Катыни есть еще определенные сложные вопросы, которые нужно знать в деталях, то в Твери мы можем говорить об откровенной и очень циничной фальсификации. Никаких 6300 человек там лежать не может. Нет никаких доказательств, что они были расстреляны. Они не были расстреляны, эти военнопленные поляки из Осташковского лагеря. Они были просто отправлены на работу на территории Советского Союза. Считается, что большая часть была отправлена на работу в Карелию или на север нашей страны. Технически осуществить расстрел такого числа людей в подвалах здания НКВД просто невозможно. Кроме того, это противоречит существовавшим тогда четким инструкциям. Самое главное - нет никаких документов, которые бы указывали на то, что вообще были вынесены смертные приговоры. Это является общей большой частью провокации по названию Катынь".
По словам Алексея Плотникова, в Медном были обнаружены скелетированные останки 243 человек, из которых опознаны только 16:
"В начале 90-х годов, в период раздрая, который царил у нас, была проведена эксгумация. Эксгумаций было несколько, но в настоящее время официальный подход Российской Федерации, который зафиксирован Министерством юстиции РФ, это эксгумация 1991 года. В ходе нее были обнаружены скелетированные останки. Даже не целые скелеты, фрагменты 243 человек. Из них официально опознанными, по данным Министерства юстиции, считаются 16 человек. Исходим из того, что они были опознаны по полицейским жетонам. У каждого польского полицейского был жетон. А в Осташковском лагере содержались в основном польские полицейские, а также некоторые сотрудники пограничной польской охраны. Вот то, что мы имеем в действительности".
Плотников рассказал о людях, чьи фамилии есть на табличках мемориала, однако на самом деле их останки были найдены на Украине:
"К сожалению, Катынь стала слабым местом нашей истории. В 90-х годах, когда у нас была неразбериха в стране, мы допустили возможность очень грубо на этом спекулировать. Самое главное, что отсутствует реальная доказательная база. На основе 243 скелетированных останков поляки утверждают, что здесь лежит 6300 человек. Более того, они сумели поставить там никем официально не разрешенный помпезный мемориал с табличками на 6300 поляков. Почему они здесь не находятся? Я уже говорил, что они были направлены на работу, но в другие места. Они не были расстреляны, как говорит польская сторона. Существуют так называемые живые "медненцы". Это лица, которые значатся якобы расстрелянными, но на самом деле похоронены в другом месте. Существует по крайней мере 2 фамилии. Это Кулиговский и Маловейский. Их жетоны были найдены в расстрельных ямах во Владимире-Волынском на Украине. Очевидно, это захоронение 41 года. Они были расстреляны там. Уже минус два человека. Но при этом фамилии их значатся на чугунных табличках мемориала".
Историк отмечает, что на территории мемориала "Медное" были обнаружены госпитальные захоронения советских солдат начала Великой Отечественной войны.
"Самое важное, в районе Медного располагалось в годы Великой Отечественной войны много военно-медицинских учреждений. Прежде всего это были полевые или эвакуационные госпитали. Естественно, что там были наши раненные, некоторые из которых умирали. На самом деле, нужно исходить из того, что захоронения в Медном - это захоронения умерших бойцов и командиров Красной армии, которые находились в этих военных госпиталях. Сколько их, сказать сложно, так как к большому сожалению все сведения об этом находятся на секретном хранении. По имеющейся информации, это как минимум несколько сотен человек. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что этих военно-медицинских учреждений было несколько. Они в первую очередь и захоронены в Медном. В том числе там могут быть захоронены и поляки, которые были признаны виновными и по уголовным статьям были расстреляны. Были и такие, скорее всего".
О погибших защитниках Отечества забыли на долгие годы, хотя многие общественные и исторические деятели пытались всеми силами указать на эту историческую несправедливость. Они намерены во всеуслышание заявить о чудовищной неточности и сейчас.