в удобном формате
День рождения сегодня отмечает Наталия Солженицына - жена и самая верная соратница лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына. Того самого, кто первым предельно правдиво и максимально масштабно рассказал соотечественникам о ГУЛАГе. Вместе с супругом она прошла всё: слежку и высылку, долгие годы в чужих странах и триумфальное возвращение на Родину.
"Наталья Дмитриевна очень большой мне помощник в работе. Вот это собрание сочинений она набрала", - говорит писатель.
Они познакомились в 68-м. Наталия Дмитриевна стала для Александра Исаевича не только супругой, матерью троих детей, но и самой верной соратницей. Первым редактором и критиком.
И, конечно, наборщиком текстов. В старой квартире Солженицыных на Тверской печатная машинка - как напоминание о днях, когда сочинения писателя были доступны только в самиздате.
"Всегда, то есть часто, но не всегда мы обсуждали то, что он пишет. Я отчасти редактировала его тексты. Я набирала работы и писала ему свои замечания. Какие-то учитывал, какие-то не соглашался. С чем-то соглашался, а с чем-то нет. Это была счастливая жизнь и счастливая работа", - говорит Наталья Дмитриевна.
Это сейчас здесь музей. А когда-то большую часть этого пространства занимала детская. Здесь была пеленальная. На полках - книги для самых маленьких.
На кухне хранится ещё один удивительный экспонат. Прощальное письмо Натальи Дмитриевны. Написано за несколько дней до вынужденного отъезда из России в 1974 году. Здесь есть слова «Не мне судить о сроках. Но мы вернемся».
К моменту написания этого письма Александр Солженицын уже был лишён советского гражданства и выслан за пределы СССР.
Семья действительно последовала за Александром Исаевичем, через полтора месяца. Вот кадры встречи после долгой разлуки.
В эмиграции Солженицын наконец смог получить Нобелевскую премию. Ее присудили еще в 70-м. Но писатель не поехал в Стокгольм – опасался, что не позволят вернуться. Выездную церемонию решили провести в квартире на Тверской!
Церемония не состоялась. Секретарю Шведской академии не дали визу. И Нобелевская премия ждала Солженицына еще несколько лет.
Стокгольм. 74-й. Наталья Солженицына только кажется невозмутимой. Как она призналась, в эти секунды в глазах стояли слезы. Сначала Солженицыны жили в Швейцарии, потом – в США. В эмиграции выросли их сыновья. Несмотря на иноязычное окружение, родители воспитывали детей в традициях русской культуры.
"Кусочек России. Мама преподавала русский язык. Учили стихи. У нас были диктанты. Английским я начал заниматься, когда мне лет было 8", - говорит Ермолай Солженицын.
Владимир Лукин был послом России в США в начале 90-х. И гостил у Солженицыных в Вермонте.
"Я увидел замечательную общительную семью. Было ощущение гармонии. На основе общей задачи", - говорит он.
Изгнание закончилось в 94-м. Александр Солженицын вместе с супругой приземляется в Магадане, потом добирается до Владивостока. И уже оттуда через всю Россию едет в Москву.
Наталия Дмитриевна была рядом. Всегда.
За вклад в благотворительную и общественную деятельность 17 июля президент наградил ее орденом святой великомученицы Екатерины. Друзья Солженицыных говорят, что Наталья Дмитриевна и сегодня работает без устали.
"Она очень красивый человек. Она очень любит своего великого мужа. Она чувствует, что он никуда не ушел", - говорит Евгений Миронов.
Свою миссию Наталья Солженицына объясняет просто.
"Больше всего хотела, чтобы как можно больше людей прочитали то, что он сам написал. Не в изложении. А прочитали его слово. Слово его жжет. Оно добирается до смысла. Он будит мысль", - говорит она.