в удобном формате
Эксперты Института археологии Российской академии наук во время проведения археологической экспедиции в одном из селищ в Суздальском Ополье нашли свинцовую печать начала 12-го века, которая принадлежала, по всей видимости, наместнику князя, которому могли подчиняться суздальские земли, либо духовному лицу. Находка стала сенсацией с точки зрения понимания истории Северо-Восточной Руси, рассказали представители пресс-службы института.
Археологические раскопки проводились в Суздальском Ополье — районе, находящемся во Владимирской и Ивановской областях в бассейнах рек Нерли и Колокши. Расселение славян в этих районах началось не позднее 10-го века. Cуздальское Ополье, выделяющееся высокой плотностью средневековых поселений, в 10—12-м веках стало главным ядром Северо-Восточной Руси, а Суздаль в начале 12-го века приобрел значение важного политического центра, на полвека занявшего главенствующее положение в Ростово-Суздальской земле.
В Древней Руси имевшие власть персоны — князья, их приближенные и верхушка духовенства — обладали собственными печатями, которыми скреплялись документы. Металлические, главным образом свинцовые, двусторонние вислые печати оттискивали матрицей в виде щипцов и крепили на шнуре к документам, написанным на пергаменте. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но главным образом их находили на северо-западе Руси, в Новгороде, где было обнаружено более 800 печатей, в Пскове, Белоозере, Рюриковом городище. Находки печатей на северо-востоке Руси были редки, подчеркивается в распространенном сообщении.
Обнаруженная в Суздальском Ополье печать представляет из себя круглую пластину диаметром порядка 2,2 сантиметра и толщиной порядка двух миллиметров. На лицевой стороне изображены двое святых: по оттиску можно понять, что они изображены анфас, у них округлые молодые безбородые лица, у левого кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благословляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится некий вытянутый предмет, может быть, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые одеты в хитоны: на груди и плечах можно разглядеть складки одежды. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами — буквы "Оа", вокруг изображения — точечный ободок. По сторонам изображений находятся колончатые надписи: возле левого святого — "Косм", возле правого — "Дамиан".
Все вышеназванное дает основания сделать предположение о том, что на печати изображены святые Косма и Дамиан, почитавшиеся мучениками, бессребрениками, чудотворцами и врачевателями, сообщается в распространенном заявлении.
"Кем был Дамиан? Как полагают ученые, он, безусловно, занимал высокое положение в обществе и мог быть как ближайшим советником князя, так и представителем церкви", — сообщается в пресс-релизе института.
Исследователи считают, что деятельность Дамиана была связана с ростово-суздальскими землями.
Печать с изображением Космы и Дамиана представляет из себя чрезвычайно редкую находку. За всю историю ареологических исследований было обнаружено только несколько печатей, оттиснутых этой же матрицей.