в удобном формате
Сегодня, пожалуй, вся страна замерла в минуте молчания. Утром стало известно, что умер Станислав Говорухин. Режиссер, безусловно, сыгравший в жизни России уникальную роль. В последнее время народный артист тяжело болел.
Одна только биография Говорухина — сама как фильм, в котором каждый эпизод очень важен. Режиссер часто любил повторять, что за все лучшее в себе он обязан книгам. И это именно Говорухин перенес детскую классику на экраны. Его главными увлечениями были литература и живопись, но призванием стало кино. И брался он только за те сценарии, в которых разворачивались по-настоящему жизненные истории и вспыхивали искренние чувства.
Он испытал чувство, о котором мечтает любой режиссер. Когда на всех телеэкранах твой фильм, и страна при этом "вымирает", даже во время повторов. Останавливается работа, общественный транспорт — пустой, в магазинах пропадают очереди, даже количество преступлений резко снижается. Потому что — "Место встречи изменить нельзя".
Этот фильм поколений, разошедшийся на цитаты, и до сих пор бьющий все рейтинговые рекорды во многом сделала дружба Станислава Говорухина и Владимира Высоцкого. Спустя годы уже трудно проверить: кто именно и на какую роль предложил? Авторы сценария братья Вайнеры рассказывали, что Высоцкий видел в режиссерском кресле только Говорухина, а сам постановщик всегда говорил, что в роли Жеглова не представлял никого, кроме Высоцкого. Они были настоящими друзьями, и в программе Пятого канала из цикла "Личные вещи" Говорухин однажды открыл секрет: их совместным любимым занятием с Высоцким была… игра в буриме!
Он шел в кино долго: учился на геолога, работал на телевидении, потом поступил во ВГИК и уже дипломной работой снял фильм "Вертикаль", прославивший и его, и его нового друга, Владимира Высоцкого.
Говорухин удивлял не только фильмами, каждое его появление в кадре тоже было событием. В культовом перестроечном фильме "Асса" он играет бандита Крымова, совсем скоро, в 90-е, такие типажи шагнут прямо с экрана в обычную жизнь россиян.
В начале 90-х он ушел из художественного кино в документальное. Его "Россия, которую мы потеряли" и "Так жить нельзя" вызывали настоящую бурю дискуссий в обществе.
С 93-го Говорухин почти бессменно во всех составах Госдумы. Избирался от разных партий, в последние годы неизменно возглавлял комитет по культуре. В четверг заседание впервые началось без него и с минуты молчания в память Станислава Говорухина.
Но и на парламентских каникулах в 99-м снял фильм "Ворошиловский стрелок", как сам говорил, "о российском графе Монте-Кристо из лихих девяностых".
И его экранные герои, и он сам — с неизменной трубкой, а также с кистью и мольбертом, с которыми Говорухин не расставался долгие годы, нарисовали "картину жизни" сразу нескольких поколений советских и российских людей. С удивительной достоверностью и полной отдачей. Так же, как и сыграл свои роли Станислав Говорухин и в кино, и в политике.
Сегодня РЕН ТВ вносит изменения в программу. В память о Станиславе Говорухине в нашем эфире фильмы. В 23:25 — "Ворошиловский стрелок", а затем, безусловно, одна из самых значимых картин нашего кино, в которой Говорухин исполнил главную роль, — культовая "Асса".