30 лет назад остановилось время на Сахалине – ровно столько прошло с момента самой страшной трагедии в истории региона. Разрушительное землетрясение превратило в руины поселок Нефтегорск. Катастрофа унесла жизни более двух тысяч человек. В ту роковую ночь школьники отмечали выпускные – праздник, который должен был стать самым счастливым в жизни, для многих стал последним. С теми, кому чудом удалось спастись, пообщался корреспондент РЕН ТВ Евгений Подтергера.
Конец мая, выпускной: девочки танцуют, парни в сторонке. Середина 90-х, Нефтегорск, школа. В субботу в местном клубе дискотека до самого утра. Они все собираются встретить первый взрослый рассвет. В живых останутся только шестеро.
На той дискотеке была и Людмила. Сегодня на открытом уроке в сахалинской школе она рассказывает детям, как это было.
"Сказали: "Ну давайте последний танец". И он оказался действительно последним для многих ребят. Мы развернулись, сделали несколько шагов, нас подкинуло. Мы упали. Дальше не знаю, сколько лежали под завалами", – вспоминает она.
Ведет урок Надежда Глушко, она тоже из Нефтегорска.
"А тут практически оторвало руку, но ты боли не чувствовал. В какой-то момент я закричала: "Я не хочу умирать". И меня совершенно случайно услышала соседка", – рассказала она.
Тогда кричали и стонали тысячи людей. Сохранились часы, которые замерли, когда в России стало на один огромный поселок меньше. Момент трагедии с точностью до секунды – первая волна разрушительного землетрясения.

"Единственное, что осталось нетронутым – стела на въезде в Нефтегорск, добротная из бетона и металла. Ее ставили, как тогда было принято говорить, только в зажиточных населенных пунктах", – показал корреспондент.
Пятитысячный городок нефтяников. Ученые до сих пор спорят, где был эпицентр землетрясения. Первый же толчок магнитудой около 9 буквально снес всю инфраструктуру. 17 панельных многоэтажек, клуб, столовая рухнули, рассыпались. Дальше серия афтершоков вызывает пожар в двух разрушенных многоэтажках, загорается газ, к утру вспыхивают еще два дома.
"Не рухнули здесь всего несколько зданий. А до наших дней сохранились всего три – здание телецентра, местной котельной и здание водоканала. Здесь практически все в том же состоянии, как и после трагедии. Сохранился даже план эвакуации", – продемонстрировал корреспондент.
Разрушения были стремительными и масштабными.
"У нас словечко есть нефтегорское "Я целая". Целая – значит, у меня не оторвало руки, ноги", – говорит выжившая Инна Булашова.
С Нефтегорском оборвалась связь. Дороги были уничтожены, мосты разрушены.
"Минусовая температура. Эту простынь я рвала на части и заматывала ручки, ножки, на голову намотала, чтоб согреть своего ребенка", – вспоминает Эльвира Гуляева.
Вертолеты появились над поселком только к десяти часам утра.
"Больница охинская переполнена полностью. Люди лежат в коридоре прям на полу на матрасах", – вспоминает врач-нейрохирург Мирослав Шпак.
"Дома многоэтажные превратились в могилы. Народу много погибло", – рассказывает командир вертолета Ми-8 Николай Никулин.

Ехали спасатели со всей страны – из Москвы, Владивостока, Сахалина и Камчатки. Живых искали несколько суток, вспоминает Анатолий Демский. Именно тогда в Нефтегорске впервые применили час тишины, когда останавливалась техника и все замолкало.
"Стоны, крики. Находили и уже в этом месте работали на живых людей", – рассказывает он.
"Здесь, в Нефтегорске, на мемориале таблички с именами погибших. Некоторые фамилии повторяются по 8-10 раз. Это говорит о том, что трагедия унесла жизни целых семей, а иногда это несколько поколений людей. Здесь построили небольшой памятный парк, но до сих пор можно найти предметы быта того времени – например, батарею из одной из разрушенных многоэтажек", – показал корреспондент.
Точная цифра погибших в Нефтегорске неизвестна до сих пор, принято говорить – больше 2100 человек, выжили только 406 .
Поселок Нефтегорск решено было не восстанавливать.
"Многие уехали в тот момент. Эти годы прям уезжали и уезжали люди с Охи", – рассказала библиотекарь Центральной охинской больницы Светлана Трушакова.
Трагедия в Нефтегорске – самая крупная в истории современной России. Она навсегда изменила остров Сахалин. Теперь тут строят по-другому. А главное – она изменила людей.
Выжившие соберутся на Сахалине – для нефтегорцев это долг перед теми, кого уже не вернуть.