В Дагестане пытаются решить одну из главных проблем, которая мешает развитию местного автотуризма. Ездить по горным дорогам водителям приходится, рискуя жизнью из-за камнепадов, которые могут начаться в любую минуту. Подробности – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Мурада Магомедова.
"В самом отдаленном Цунтинском районе Дагестана дороги выглядят так: нередко огромные куски скал обрушиваются прямо на проезжую часть", – показал корреспондент.
Один из внедорожников сорвался в пропасть и рухнул в реку. Водитель погиб, пассажир чудом выжил, отделавшись переломами. Халид объясняет: они возвращались домой, когда на узкой горной дороге начался камнепад.
"Мы ехали, вдруг камни начали падать на машину, тогда дожди были, друг растерялся, руль вывернул, и мы упали в пропасть", – вспоминает пострадавший Халид Халидов.
На месте трагедии лежат старые остовы и других автомобилей.
"Не первый случай, это уже пятый, десятый случай на этом месте. И на других местах тоже. В нашем районе камнепады бывают после дождя, при дожде, после снега и при снеге. Вот такие у нас дороги", – говорит Сахратула Газиев, председатель Общественной палаты Цунтинского района.
Далее по этой же дороге еще одна разбитая машина.
"Даже номера еще не сняли, две недели назад этот автомобиль улетел в пропасть, местные жители говорят – из-за камнепада. Водитель сейчас в больнице", – показал корреспондент.
Глубина каньона здесь до 100 метров, как 30-этажный дом. Под смертоносный камнепад попала "Приора".
"Водитель умер, а его брат жив. Они оба ехали, два брата", – рассказал Зайнулабид Рамазанов, родственник погибшего водителя.
Дагестанские горные дороги – одни из самых опасных в России. Они ведут к местам, которые хотят увидеть все путешественники. Гуниб, аулу-призрак Гамсутль, башни древних сел Гоор и Кахиб. Сотни тысяч туристов и местные жители рискуют, проезжая под нависающими скалами.
"Это очень опасно. Недавно прямо перед нами камни полетели, как говорится, мы родились в рубашке", – поделился один из туристов.
Съемочная группа РЕН ТВ за поездку насчитала 28 обвалов. На очередном вся полоса в камнях. Нужно пропустить встречную машину, а затем проехать самим.
"Опытные путешественники знают, что в дождливую погоду в горы лучше не выезжать. Вода размывает скальную породу и глыбы летят сверху. В момент обрушения повезло, что здесь никто не проезжал", – продемонстрировал Мурад Магомедов.
Геологи-эксперты настаивают: новые дороги нужно проектировать сразу с защитой. Важно не количество построенных трасс, а их безопасность и качество.
"Те, кто строит дороги, они должны спланировать в том числе и защиту. Это не исполнители, подрядчики, а это именно заказчики. Заказчиком является "Автодор", заказчиком может являться и регион, собственно", – отметила геолог Фатима Хацаева.
Дагестанские дорожники разводят руками – денег на сетки и камнеуловители нет. Защитные системы стоят дорого. Выделенные средства уходят на реконструкцию дорог и принудительный сброс камней на опасных участках.
"В настоящее время именно тот участок, где произошло ДТП, охвачен разработкой проектно-сметной документации на реконструкцию", – рассказал Замир Умаханов, заместитель руководителя ГКУ "Дагестанавтодор".
Пока ни один опасный участок не защищен. Местные жители требуют хотя бы выделить спецтехнику. Нужны бульдозеры и экскаваторы, чтобы оперативно расчищать дороги после обвалов. Горцы настаивают: если сегодня ничего не предпринять, трассы будут продолжать убивать.