в удобном формате
Российский рыбный промысел наращивает обороты, предприятия постепенно адаптируются под нынешние реалии. После введенных Западом санкций отечественные производители начали искать выходы на другие рынки и им это удалось.
Прогнозы на будущее – впечатляющие. А вот введенные в отношении Москвы ограничения вновь сработали в обратную сторону. Подробнее – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Ярослава Богата.
То, что идет на корм рыбам, – продукт на сто процентов отечественный. К нему поголовье сиговых на этой ферме вот-вот начало привыкать.
"Понятно, что переход был несколько болезненный, но сейчас, в общем, корма чуть-чуть уступают самым продвинутым производителям западных кормов", – сообщил Валерий Костюничев, главный рыбовод рыбоводного хозяйства ООО "ФАРВАТ".
Но и рыбам, и их заводчикам стресс от перехода пережить удалось. И даже объемы производства увеличить. "ФАРВАТ" – крупнейший сиговый питомник в России. Мощность инкубатора – 500 миллионов икринок.
"Посмотрим, как с экспортом будет. Перспективы есть", – рассказал Костюничев.
В Росрыболовстве эти перспективы уже оценили в денежном эквиваленте. К 2030 году экспорт российской рыбной продукции должен достичь суммы 8 миллиардов долларов. Однако если говорить о 2024-м, то, по сравнению с прошлым годом, вывоз рыбы на внешние рынки упал на 13%, составив 1100 тысяч тонн.
"Мы экспортируем рыбу в самые разные уголки мира. Учитывая, что последнее время имеем ряд санкционных ограничений, в первую очередь связанных с США, с Северной Америкой в частности. Это ЕС ввел практически заградительные пошлины на рыбу из РФ", – уточнил председатель "Рыбного союза" Александр Панин.
Однако антироссийские меры, которые должны были обрушить рыбную отрасль, бумерангом вернулись на Запад. Рыбный кризис ощутили американские компании, занимающиеся поставками российского краба, а жители Германии рискуют вычеркнуть из обыденного рациона рыбные палочки – 70% минтая, из которого они производятся, тоже поставлялись из наших вод.
"Наша треска, которой богато, например, Баренцево море, шла на экспорт, в том числе в Великобританию. На Туманном Альбионе – это одно из любимых рыбных блюд, цена на которое может теперь существенно увеличиться", – отметил корреспондент.
Это при том, что англичане ощутили подорожание популярнейших у них fish and chips уже сразу после введения антироссийских ограничений. Разумеется, Европа нашла альтернативу, но только дороже. При этом недружественные страны не прекратили смотреть в сторону российских морей, и все равно от них зависят.
И рыбку съесть по прежнему могут в Нидерландах, например. Королевство, даже несмотря на сложности с логистикой отечественной рыбы, исправно ее покупает, входя в пятерку стран, куда Россия экспортирует аквапродукцию.
На первом месте сейчас – Китай, это 58% от доли в весе; на втором – Республика Корея, 29%. Также в список вошли Япония и Нигерия.
Топ рыб в российском рыбном экспорте остается неизменным. За лидерство борются минтай, треска и сельдь. В Росрыболовстве отмечают ежегодную положительную динамику в рыбопромышленной отрасли и аквакультуре, даже несмотря на существующие проблемы.
"На самом деле, количество предприятий, которые работают в сфере рыбной культуры, порядка 5 тысяч, даже больше, конечно, сложно их все посчитать, динамика очень хорошая была за последние годы. Сейчас мы производим более 400 тысяч. Начинали после принятия закона 2014 года со 160 тысяч тонн", – уточнил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
"Объем производства товарной аквакультуры растет в том числе и благодаря рыбным фермам, спрос на продукцию которых достаточно высок даже после введения санкций. И речь не только о самих рыбах. Например, отсюда, из форелевого хозяйства в Сочи, экспортируют эмбрионы форели, но только в страны ближнего зарубежья", – отметил Богат.
Международный рыбопромышленный форум, который проходит в Петербурге, – подтверждение заинтересованности иностранных партнеров. На площадке – делегации из 25 стран, которые рассчитывают здесь на главный улов – сотрудничество с российскими компаниями.