в удобном формате
Во Владимирской области простились с летчиком, который выбрал риск как призвание, а небу посвятил всю свою жизнь. Александр Иванов провел десятилетия за штурвалом. В его биографии 3,5 тысячи часов налета, а еще он знаменитый и страстный собиратель уникальных моделей, и в последний свой полет Иванов тестировал особый борт. Корреспондент Леонид Клименчук в сюжете РЕН ТВ расскажет о пилоте, который, кажется, об авиации знал практически всё.
Гул вертолетов и самолетов для деревни Ельцы – дело обычное. Рядом аэродром. Но именно сегодня звуки крутящихся винтов символичны. Прощаются с летчиком-испытателем Александром Ивановым.
После чая к самолету подойдет,
Покрутит винт.
Хорошо ему: полеты,
К счастью, бог не запретит.
Последние сообщение и фотография – словно пророческие. За четыре дня до гибели летчик-испытатель 1-го класса Александр Иванов говорил с сослуживцами о предстоящем тестовом полете на самолете-амфибии.
"Я был удивлен. Он прислал мне это стихотворение, как бы попрощался со мной, наверное", – говорит друг Александра Михаил Фролов.
Погиб Александр Иванов 9 сентября во время испытаний самолета-амфибии "Алекс-251". Вместе с создателем авиалайнера Алексеем Танцеревым они тестировали воздушное судно после длительного ремонта. По данным следствия, в воздухе могла случиться техническая ошибка, ставшая фатальной. Самолет рухнул в кукурузном поле, неподалеку от аэродрома Ватулино в Подмосковье. Для российской авиации это невосполнимая утрата.
"Он всегда был аккуратный летчик-испытатель. Настоящий летчик, полковник. Жалко, что он погиб", – говорит генерал-лейтенант, заслуженный летчик РФ Юрий Клишин.
Александр Иванов испытал больше 20 моделей самолетов. Летал на всех Су и МиГ. На своем аэродроме у Александра Борисовича уникальная коллекция, в которой советский реактивный истребитель МиГ-15, а также самолет Як-12 – его использовали в съемках фильма "Последний дюйм".
За почти полвека на счету Александра Иванова больше 3,5 тысяч летных часов, из них по меньшей мере тысяча – это испытания как военных истребителей, так и гражданских авиалайнеров. На авианосце "Адмирал Кузнецов" он испытывал самолеты в условиях Заполярья, за что был награжден орденом Мужества. Авиация для Иванова была делом всей жизни еще со времен учебы в летном училище – он конструировал самолеты.
"Здесь в его деревне мы собирали первый самолет – Михаил. Хорошая самоделка, мы на нем крутили полный пилотаж. Он сейчас счастлив, что его душа упокоится здесь, в его самом родном месте", – сказал герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Александр Гарнаев.
Любовь к авиации Александр Иванов передавал и своим ученикам, для которых он навсегда останется просто дядей Сашей.
"Целыми днями, даже можно сказать, ночами – родители потом ругали – проводили время с ним в аэроклубе. Ск-12 самолет у него был, на ходу был постоянно. К нему приезжали друзья из разных регионов России. Он был одной из его таких фишек", – говорит Алексей Юртаев.
"Как летать дальше? Ты приходишь к Александру Борисовичу, он тебе рассказывает, с ним слетал, он показал. А сейчас у меня какая-то пустота. Я не знал человека, кто лучше летает", – говорит Дмитрий Овсянников.
Летная жизнь Александра Иванова лежит в основе всей российской авиации и останется в памяти еще многих покорителей неба.