в удобном формате
Стальной характер и профессиональные навыки шахтеры передают из поколения в поколение. Их работа – это не только риск, но в буквальном смысле ежедневное испытание на прочность. Чтобы добыть важное для страны сырье, угледобытчикам приходится преодолевать настоящие подземные лабиринты. Глубина шахт и рудников сопоставима с небоскребами. Как идет работа, увидел Игорь Капориков, для этого он сам спустился под землю.
Вместе с шахтерами спускаемся в клети, по сути, в том же лифте, в самую крупную угольную шахту России – Распадскую.
250 метров. Для сравнения, северная башня делового-центра Москва-Сити – всего 245 метров, и это даже не середина спуска.
Чем глубже кабина уходит под землю, тем сильнее закладывает уши. Две минуты, мы на месте. Впереди огромный подземный лабиринт общей протяженностью более 130 километров.
Ежедневно в забой спускаются сотни горнорабочих, это люди особо прочной закалки. Дмитрий Смирнов один из них.
"В своем роде тяжелая, но любая работа – она тяжелая. Мы добываем уголь, мы греем страну, так сказать", – подчеркнул горный мастер шахты Распадская Дмитрий Смирнов.
Кузбасс – это шахтерский край. Здесь в каждой семье есть представители профессии. Общий стаж династии Сыровых – около 60 лет. Николай – герой Кузбасса, его бригада первой в России выдала на-гора рекордное количества угля из одного забоя. Сейчас Николай на пенсии, с удовольствием вспоминает шахтерские будни.
"Бывает, идешь на смену, летишь и чего-то хочешь, желание такое. Больше угля. Было такое настроение. Когда звеньевым еще был, всегда вперед убегал. Включал лавную и комбайн и поехал", – рассказывает ветеран Распадской угольной компании Николай Сыров.
Сегодня с таким же стремлением и в той же бригаде работает сын передовика Дмитрий. Но комбайн, говорит, уже так просто не включить – искусственный интеллект не позволит. Программа внимательно следит за порядком и безопасностью под землей.
Сейчас мы находимся на сопряжении горных выработок шахты Распадская, на глубине 250 метров. Стены, а точнее, как называют их сами шахтеры, бока, здесь белые. Значит, что шахта безопасна. По периметру камеры, но самое интересное, вы только посмотрите, здесь есть Wi-Fi.
Сотни датчиков следят за состоянием оборудования и штреков. Любое изменение фиксируется. Раньше за этим на месте следили геологи, рассказывает Клавдия Михайловна, она полвека посвятила этой работе.
"Шахта снится до сих пор, то клеть полетела куда-то, то я какие-то проекты недоделала. 30 лет прошло, а все-таки снится", – говорит бывший геолог, модель Клавдия Конради.
Всю жизнь проработав под землей, только на пенсии труженица вышла в свет. Благодаря внучкам стала моделью. Фотографируется для журналов, участвует в модных показах.
Без фотосессии сегодня не обошлось и под землей. В штрек Распадской спустился победитель первенства мира по армрестлингу и померился силой с шахтерами.
"Очень сильный хват у мужичков, если технику поставить, то точно победят", – заявил российский армрестлер и блогер Максим Битаров.
По традиции звезду силового спорта посвятили в шахтеры, заодно и нашу съемочную группу.
Если человек первый раз спустился в шахту, то он должен пройти ритуал посвящения. Какой? Нам подскажет мастер Денис. Надо взять кусок угля, натереть им руки и лицо. Теперь вы посвящены в шахтеры.
Конечно, все это игра, чтобы стать настоящим шахтером, нужно пройти не одно испытание на прочность. Быть честным, храбрым и самое главное трудолюбивым.