в удобном формате
Электроэнергия в России больше не будет утекать в черную дыру. Самых жадных потребителей, которые к тому же работали нелегально, сегодня подвели под закон. Дума в первом чтении одобрила легализацию майнинга криптовалют. По его объемам Россия занимает второе место в мире. Плюс ко всему, по оценке участников рынка, легализация позволит пополнить бюджет налогами – 50 миллиардов рублей в год. Илья Аникеев обо всем подробнее.
Добывай, но не забудь отчитаться. С таким предписанием выводят из тени майнинг криптовалюты. Законопроект в первом чтении рассмотрели в Госдуме.
Криптодобыча в России пока находится в серой зоне. Нет даже какого-то юридического определения. Хотя наша страна занимает второе место в мире по объемам промышленного майнинга. Поэтому закон нужен как самим производителям виртуальных денег, так и государству.
Процесс легализации майнинга ускорил Владимир Путин. Ранее президент заявил о риске дефицита электроэнергии в регионах из-за криптопроизводства. И поручил урегулировать сферу добычи цифровых валют.
"Сбалансированное законодательное регулирование нам даст все преимущества для занятия первого места в мире. В ближайшие два-три года мощность отрасли может вырасти до пяти гигаватт", – заявил замдиректора ассоциации промышленного майнинга Иван Мелихов.
Если закон примут, добывать криптовалюту смогут юрлица и ИП, занесенные в специальный реестр. Как туда попасть, майнеры пока не понимают. Евгений, криптофермер из Иркутска, опасается, что виртуальное производство утонет в бумажной волоките.
"Нынешняя редакция, она не драконовская, она не содержит драконовских мер. То, что должен быть реестр, да, согласен. Но когда мы к этому придем… Где будет платформа, чтобы майнить, как в США, по аналогии – государственный пул? Где менять криптовалюту?" – задался вопросами Евгений Зырянов.
Физлицам, которые майнят из дома, регистрироваться не нужно. Главное – не превышать лимиты энергопотребления. Данные о добытых виртуальных деньгах и адресах криптокошельков придется отправлять в Росфинмониторинг. Порядок налогообложения сферы пока в стадии разработки.
"Пока по замыслу налогообложение будет происходить от оборота созданной продукции. Не прибыль будет вычисляться или какой-то доход, а именно привязано к объему намайненной", – отметил депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
В России на майнинг расходуются 16 миллиардов киловатт-часов. Это 1,5% от общего потребления. Дефицит мощности отмечается в Бурятии, Забайкальском крае и Иркутской области. По новому закону правительство сможет запретить криптодобычу в отдельных регионах. И здесь возникают вопросы.
"По факту законопроект сейчас выглядит так, что если мы запрещаем в том или ином регионе, то компании, которые уже построили свой бизнес, – банкротьтесь и уходите из этого региона – это тоже неправильно", – отметил депутат Госдумы Антон Ткачев.
Сейчас майнеров можно разделить на три группы. "Белые" официально подключены к сетям и платят по коммерческому тарифу. "Серые" пользуются льготным тарифом для бытовых нужд. То есть платят, но не в полном объеме. А "черные" просто воруют энергию.
"Криптовалюты и майнинг – это не только вот эти серые-черные майнеры и мошенники. Это очень много, это десятки тысяч молодых IT-специалистов высокоинтеллектуальных. Для которых развитие этой индустрии – залог успешной работы в нашей стране", – заявил депутат Госдумы Антон Горелкин.
По словам экспертов, легализация майнинга открывает широкие возможности для бизнеса. Поможет России игнорировать западные санкции и проводить международные расчеты.
"Если в банковской системе банк может остановить платежи, прекратить движение денег, то здесь это невозможно. Криптовалюта, она... Никакой Центробанк мира, никакое правительство страны мира на нее не влияют", – заявил исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейн Александр Бражников.
Даже при таких оценках расплачиваться цифровыми валютами внутри страны не разрешат. Только экспортно-импортные операции. То есть фермеры будут выращивать виртуальные деньги на Родине, а тратить собранный криптоурожай за рубежом.