Дыхание перехватывает даже у зрителей – на поле по-настоящему острая борьба. В уникальном уральском турнире стометровку нужно не пробежать – скосить. И одним махом такую дистанцию точно не одолеешь.
Много репья, много всякой вообще большой-большой травы.
Возможности скрестить косы на родине этого инструмента, в старинном поселке Арти, энтузиасты ждали долгие пять лет. В 2020-м состязания подкосил коронавирус. Зато теперь на дистанции сразу 70 соперников: от Архангельска до Кемерово.
"Сообщество косарей – это такой народ, что они все время ищут как посоревноваться, как обменяться опытом, и я обратил внимание на такую вещь, что все косари – они все классные", – рассказал главный судья турнира косарей Александр Шатохин.
Здесь каждый участник заточен на победу, независимо от пола и возраста. Елену из Петербурга косьбе научил отец, и, начиная с восьми лет, в июле она – на сенокосе.
"С этим умением уже не расстаться, оно приносит и эмоциональную радость: голова очищается от всех мыслей, задействуются все мышцы", – рассказала Елена Соболева.
Правила просты. Выкосить участок быстрее всех. Остаток стеблей – не выше пяти сантиметров.
"Я с 11 лет кошу, меня отец учил!" – говорит победительница турнира косарей Расима Исмагилова.
За косьбу в национальном костюме судьи списывают по двадцать секунд, а вот за плохой покос могут и накинуть. Главное, чтобы инструмент не подвел.
Косьба – занятие, не терпящее суеты, почти медитация. Правда, рассчитывать на хорошие результаты с первой попытки не приходится, тут бы себя не покалечить.
Необходимые навыки и сноровка взращиваются годами, делятся мастера. Работа с косой в чем-то даже напоминает танец.
"Надо косарю и держать, собственно говоря, темп, держать дыхание, носочек чуть-чуть надо поднимать, пяточку чуть-чуть надо прижимать, и прокосево проходить, чтобы после тебя ничего не оставалось", – отметил житель поселка Арти Анатолий Чебыкин.
Правда, юных поклонников косы среди участников пока не оказалось. Луговые корифеи грешат на прогресс: дескать во всем виноваты бездушные газонокосилки. Одна надежда на поколение экопотребителей. Им в угоду некоторые фермеры уже возвращаются к дереву и жести.