в удобном формате
Древний Кремль в Суздале на один вечер стал большой концертной площадкой для грандиозного праздника. Прямо у стен исторического сооружения состоялось выступление симфонического оркестра и лучших солистов Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
Повод значимый – тысячелетие Суздаля. Как город, в котором время буквально остановилось, отметил свой день рождения, рассказал наш корреспондент Роман Ишмухаметов.
На закате Суздаль переливается всеми оттенками янтаря. Едва солнце скрывается за горизонтом – в древнем Кремле начинается "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" – последней большой эпической опере Римского-Корсакова.
На сцене – музыканты прославленного Мариинского театра, а дирижирует лично маэстро Гергиев. Опера исполняется на улице, что всегда сложнее и требует от актеров максимальной сосредоточенности.
"Open air – это всегда особая ответственность, потому что нестандартные декорации. Потому что всегда мы находимся в рамках декораций и они всегда помогают. Мы можем за ними скрыться, что-то обыграть", – сообщил Глеб Перязев, солист Мариинского театра.
Но сам Суздаль едва ли не лучшая живая декорация к опере, так как он старше Москвы и Владимира. С него началась и пошла вся Северо-Восточная Русь – это колыбель нашей истории, сохранившая свою первозданность. Где, как не здесь, рассказывать легенду о другом древнем городе?
"Суздаль несет на себе отпечатки разных периодов истории нашей страны. Но таких городов, как Суздаль, Владимир, в которых осталось еще что-то от домонгольского периода, очень мало", – уточнила Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Суздаль, как и в легенде о Китеже, по сюжету оперы пережил жестокое нашествие монгольского ига. Стены древнего города помнят этот тревожный колокольный звон, который столетия назад собирал людей на площади, звал на подвиг. Имена – от Владимира Мономаха и Юрия Долгорукова до Александра Невского и Дмитрия Пожарского – все они связаны с Суздалем.
"Концертный зал под открытым небом – чарующие виды древнего города, бескрайние луга. И даже архиерейские палаты, словно холст, на котором прямо во время действия оживают декорации", – отметил корреспондент.
Постановщики световой части шоу вдохновились работами Ивана Билибина, который сам очень любил русский фольклор, народные легенды и сказки.
"Мы постарались погрузить зрителя в атмосферу того, что поется в опере. Но при этом сделать это довольно тонко", – рассказал Павел Щелканов, режиссер мультимедиа.
Тысячи людей в поздний вечерний час пришли в Древний Кремль, чтобы насладиться великой музыкой и великой историей.
"Это огромное счастье и чудо видеть ведущих артистов, Гергиева", – отметила зрительница.
"Все фантастически красиво, живой звук, артисты", – уточнила другая.
"Не ожидали такого размаха, такого удовольствия", – дополнила посетительница концерта.
Суздаль, в отличие от Китежа, который погрузился все по той же легенде в озеро Светлояр, вот уже тысячу лет – хранитель нашей истории. Время здесь будто остановилось. Он, словно птица Феникс, горел и возрождался вновь. И так будет еще не одну тысячу лет.