в удобном формате
Детей в России собираются оградить от вредных и страшных игрушек. И для этого требуют разработать ГОСТ, в котором четко пропишут критерии. Главный из них – безопасность для неокрепшей психики. Роскачество предлагает ввести обязательную психолого-педагогическую экспертизу перед тем, как выпускать их на рынок. Но как понять, что пластмассовые и плюшевые герои вызывают агрессию и причиняют вред? Корреспондент "Известий" Кристина Морозова узнала детали новой идеи.
Рядом с идеальными Барби стоят большеголовые куклы Bratz. Плюшевые медведи делят полку с мягкими монстрами. И едва родители успели отойти от жутких Хагги Вагги и чебурашек- мутантов, как очередной новый устрашающий тренд.
Рынок игрушек настолько восприимчив к трендам, что стоит только "завируситься" игре или мультфильму, производители тут же выпускают сотни товаров. Иногда совсем не детских.
"Я столкнулась недавно с такой игрушкой, как сиренголовый, – увидела ее у племянника мужа. Мама сказала, что она купила мальчику, и я говорю: "А что это за персонаж?" Она отвечает: "Я не знаю". Прообраз этой игрушки – это серийный маньяк, который жил в начале XX века", – рассказала Анна.
Чтобы такие "игрушки" не разрушали детскую психику, перед запуском продаж их предлагают отправлять на психолого-педагогическую экспертизу.
"На агрессивное поведение, на нетрадиционные сексуальные отношения, на насилие, на употребление наркотических веществ, опьяняющих, алкогольных препаратов. ГОСТом предложены только критерии, но не механизм. Критерии достаточно универсальны", – заметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Всего критериев 13. Плюс еще конкретные условия для каждой из возрастных групп, которых четыре: 0–6 лет, 6–12 лет, 12–16 лет, от 16 и старше.
"Например, для детей маленького возраста он идет от 0 до 3 месяцев. Потому что ребенок от 0 до 3 месяцев играет в одни игрушки, скорее, наблюдает за одними игрушками. А от 9 до 12 месяцев – уже совершенно другие. Дальше уже идет порядок до 3 лет. От 3–5, 5–7 и далее", – объяснила президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
По задумке Ростандарта, использование ГОСТа – процедура добровольная, а это значит, что маркировать игрушки будут лишь добросовестные продавцы. Рынки и торговые автоматы – вне зоны регулирования.
Купить сомнительную игрушку ребенок может, в принципе, самостоятельно. Сделать это так же просто, как взять жевательную резинку в автоматах. Здесь представлены все популярные у зумеров игрушки. Цена вопроса, например, Skibidi Toilet, всего 40 рублей.
Правда, как понять, безопасна ли игрушка для психики – пока неизвестно. Нет четких критериев. Да и быть не может, считают психологи.
"А какие критерии? Как они будут определять, что вот эта игрушка вызывает страх и ужас, а вот эта – нет. На основе чего? Каких исследований? То есть у этого нет никакого обоснования", – заметил психолог Илья Гуцалюк.
Подобные экспертизы в России существуют. Проводят их не так часто, да и стоят они космических денег. Цена за исследование может достигать миллиона. Затраты на экспертизу будут возмещены за счет покупателей, считают производители.
"Есть опасения у рынка, у производителей, есть опасения у потребителей, что это может отразиться на стоимости. Но именно поэтому этот ГОСТ и разрабатывается. Чтобы именно упростить и удешевить процедуру такой экспертизы", – подчеркнула Дарья Бровкина, президент Ассоциации потребителей и производителей детских товаров "Выбор родителей".
В первую очередь, игрушки, сделанные по ГОСТу, будут востребованы у госзаказчиков, считают в Ростандарте. Это, например, детские сады. Сейчас разработанные правила еще только вынесены на общественные обсуждения. После всех корректировок сами ГОСТы должны пройти экспертизу. Так что о принятии их на законодательном уровне говорить пока рано.