100 километров от Астрахани. Песчаное – одно из сотен сел, разбросанных по Прикаспийской низменности. Здесь нет ни почты, ни школы, ни тем более больницы. А табличка с надписью "Фельдшерско-акушерский пункт" уже покрылась ржавчиной.
"Вот уже в течение 8 лет он не работает. Все решают и решают вопрос. Когда он должен решиться? Зато у нас проведенный этот …интернет", - говорит жительница села Песчаное Александра Чевычалова.
Жители деревни Борики, что в Томской области, тоже бы охотно променяли все онлайн-сервисы на одного настоящего врача. У них даже аптеки нет. Раньше лекарство можно было взять в ФАП, но он не работает.
"Люди не хотят ехать в село работать. По сути, конкретно в этом населенном пункте – деревне Борики – из инфраструктуры остался только ФАП. Все. Школы здесь нет, почты здесь нет, ничего нет. Один ФАП. Соответственно, зачем сюда ехать молодому специалисту?" - говорит жительница деревни Борики Екатерина Радионова.
В итоге последний раз врача здесь видели 2 года назад.
"Получила подъемные и в декрет вышла. С города приезжала-уезжала, приезжала-уезжала. Сейчас она в декрете", - отмечает жительница деревни Борики Тамара Павлова.
Бурятия, Оренбургская, Ивановская области – все то же самое: ФАП есть, а работать там некому. Несмотря на программу "Земский доктор» с ее подъемными в 1 миллион и льготной ипотекой, переехать в глухую деревню решаются немногие.
"Условия для работы есть. Население ждет специалиста, но сюда никто не едет из врачей", - отметила жительница села Непотягова Ирина Шушина.
Масштаб проблемы оценили волонтеры Общероссийского народного фронта, проехав с инспекцией по нескольким российским регионам. И выяснили: каждый пятый из работающих по бумагам ФАП на деле закрыт.
"Мы не попали ни в один ФАП. Работа не производится. Врачей нет. Лекарств нет. Люди жалуются", - отмечает волонтер Общероссийского народного фронта Георгий Иванов.
Проблему пытаются решить. Программу "Земский доктор" распространили на все российские регионы. Для молодых специалистов увеличивают подъемные до 2 миллионов, индексируют зарплату: пока она невысокая, в среднем 40-50 тысяч.
Кирилл Тимофеев – один из тех, для кого подъемные и жилищные льготы стали стимулом для переезда. Сразу после окончания Саратовского меда он отправился в село Верхняя Домашка. Его жителям повезло – теперь у них есть и ФАП, и врач. Редкая удача.
"До меня медпункт простаивал – точно не могу сказать – около года. В среднем ко мне приходит человек 6-10 на прием", - заявил заведующий фельдшерско-акушерским пунктом Кирилл Тимофеев.
Зарплаты и квартирный вопрос – это лишь полдела. Важно решить проблему с инфраструктурой и логистикой – там, где автобусы ходят раз в день, а люди живут в основном натуральным хозяйством.