в удобном формате
Народный артист СССР Юрий Соломин скончался на 89-м году жизни в Москве. Как сообщил источник РЕН ТВ, худрук не смог оправиться после перенесенного инсульта и умер в ночь на 11 января от остановки сердца. Рядом с ним в последние минуты была его внучка.
В последнем интервью, записанном между репетициями "Филумены Мартуано", Юрий Соломин ни слова о себе, все – о Малом театре, в который он влюбился еще подростком. Всегда ведь знал, что будет актером – в семь лет дал первое представление – за кусочек сахара. А еще через десять лет мальчик из Читы покорял Щепку чтением Маяковского.
"Старейший театр России – драматический театр – это Малый театр. Большой и Малый – вот два театра, которые подбираются почти к 300-летию своего существования", – говорил Соломин.
В Малом он прошел путь от молодого Хлестакова до пожилого Фамусова, и от начинающего актера до худрука. Но всесоюзную славу принесло кино –капитан Кольцов из "Адъютанта его превосходительства" разбил не одно женское сердце.
Тогда впервые на советских экранах появились хорошие белые – сложные, интеллигентные. Хоть Соломин и играл чекиста-разведчика, вышел гимн русскому офицерству.
Стихи Казакевича из "Весны на Одере", ровная осанка и этот глубокий печальный взгляд – образ Соломина-интеллигента и аристократа, что навсегда остался в нашем кинематографе благодаря десяткам его ролей.
После "Блокады", "Обороны Севастополя" и "Хождения по мукам", казалось бы, что еще нужно этому признанному драматическому актеру. Оказывается, попробовать себя в принципиально новом амплуа.
Водевильный персонаж из "Обыкновенного чуда" Захарова дался ему не хуже, чем драматические герои русской классики. Но таков уж маэстро – только покорит одну вершину, сразу стремится к другой. В непростые предперестроечные 80-е он находит деньги на собственный фильм и рассказывает зрителю историю великого путешественника Миклухо-Маклая.
"Дерсу Узала" Акиры Куросава приносит Соломину мировую славу – фильм покупают прокатчики из сотни стран. Картина получает Оскар как лучший иностранный фильм, но артиста за рубеж не выпускают. После вручения награды знаменитый японский режиссер скажет о нем: "Это один из десяти лучших актеров планеты".
Соломин жил в сумасшедшем ритме – днем съемки в фильмах, вечером – репетиции и спектакли в Малом театре. На выходных мастер-классы для начинающих актеров. В конце 70-х сердце не выдерживает – у него микроинфаркт. Играя на клавиатуре собственных нервов, он не щадит себя, стремясь к идеалу. И как только позволяет здоровье, возвращается в прежний ритм. Все ради искусства, а, значит, ради людей.
Интеллигент на сцене, он был таким и в жизни, говорят друзья. Никогда не отказывал коллегам в помощи, всегда любил только одну женщину – свою жену. И даже когда нелегкая занесла в чиновники – в 90-м Соломин провёл год на посту министра культуры, он остался верен себе – увеличил расходы на кино и театр, повысил зарплаты актёрам.
"Я вспоминаю слова Островского, который в одном из выступлений сказал: "Без театра нет нации". Я несколько перефразирую с разрешения Островского и скажу: "Без культуры, без искусства нет нации", – говорил в одном из интервью Юрий Соломин.