в удобном формате
Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. Сегодня Церетели исполняется 90 лет. Его творения изучают искусствоведы и студенты, а когда-то он сам учился у Пикассо, часами просиживая в его мастерской. На что он обращал внимание в первую очередь, узнала корреспондент "Известий" Анна Воропай.
Увидев камеру, он приветливо машет рукой: заходите. И тут же отворачивается к мольберту, где расцветают желтым любимые подсолнухи. Яркие цветы Зураб Церетели пишет, чтобы раскрасить зимнюю серость.
"Подсолнухи работают так же, как лето. Цвет! Я люблю, чтобы не потерять колоритное отношение к предмету", – заметил Зураб Церетели.
И в 90 лет его рабочий день начинается в мастерской. За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал.
"Профессиональные потребности – это работа, создавать. Не могу успокоиться", – отметил Церетели.
На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тысяч работ: живопись, графика, мозаика, скульптура.
"Искусствоведы спят и изучают. Вот эмаль висит, 1200 градусов обжиг, пигменты. Американцы умоляют, я не уезжаю", – заметил Церетели.
В той же Америке его искусство приняли не сразу. 30 метровая "Слеза скорби" – подарок в память жертв 11 сентября – вызвала непристойные ассоциации. Отказываться было неприлично, и вместо Нью Йорка ее установили в Нью-Джерси. Испанской Севилье пришлось искать место под 45-метровую скульптуру "Рождение Нового Человека". Москва помитинговала, но смирилась с почти 100-метровым Петром I, а Пуэрто-Рико Зураб Церетели подарил гигантского Колумба, которого так и не приняли в США.
"Когда критикуют, это реклама. Так что тебя видят", – замечает Церетели.
С мудростью он относится и к сложной судьбе своих творений. Некоторые так и заметает снегом на даче в Переделкине.
– Я сделал, и стоит во дворе здесь. Никого не интересует, – показывает Церетели.
– Обидно?
– Ну, обидно, как. Дураки, а? Завтра-послезавтра молодежь придет, которая знает, что такое искусство, – уверен скульптор.
Современное искусство Зураб Церетели изучал во Франции, в Париже, который долго не мог смириться с Эйфелевой башней, где наблюдал, как смешивают краски Пикассо и Шагал.
"Почему Пикассо любил, потому что я смотрел, как он работает у себя в мастерской. Он перед зеркалом делал какие-то движения, убегал, переносил на холсте. Так что от жизни исходил", – заметил Церетели.
Годы спустя в мастерскую к уже известному художнику приезжали Дональд Трамп и Буш-старший. Есть кадры, на которых Церетели дарит картины Челентано и Мухаммеду Али. Про каждую такую встречу у художника есть история.
"Дочка Сталина приезжала ко мне, Светлана Аллилуева: "Зураб, я хочу рядом с вами жить". О, как раз я жену похоронил, она не замужем. Я испугался, купил квартиру трехкомнатную. Она с дочкой – устроил там и... фьють (сбежал. – Прим. РЕН ТВ), нахожусь в Москве", – рассказал Церетели.
Все это можно было бы описать в мемуарах. Но в 90 лет он мечтает написать совсем другую книгу – о педагогах, которые научили всему, за что Церетели и самому пора памятник поставить.
– Каким он должен быть?
– Ха-ха, не могу ответить. Себе сделать? Нет. Нету такого. Нет. У меня наоборот – я фотографию все откладываю. Это самореклама, нельзя. Надо в жизни много отдавать, чем получать.