window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 сентября 2023, 02:28

Чудо или ошибка экипажа: что стало причиной посадки А-320 в пшеничном поле

Следите за нашими новостями
в удобном формате

12 сентября 2023 года – еще одна дата, которая, судя по всему, войдет в историю гражданской авиации как день чудесного спасения почти 170 человек, летевших на лайнере А-320 "Уральских авиалиний" из Сочи в Омск. Просто представьте себе, что вы один из них: только что закончился отпуск, вы занимаете свое кресло в салоне, не предполагая, что всего через четыре с лишним часа окажетесь на грани жизни и смерти.      

Чудо или ошибка экипажа: что стало причиной посадки А-320 в пшеничном поле

При заходе на посадку в пункте назначения у самолета выходит из строя одна из трех гидросистем. Это ведет к отказу сразу нескольких важнейших элементов управления. Командир воздушного судна принимает решение уйти в Новосибирск. В Омске полоса короче, плюс ко всему сильный ветер. Но до запасного не дойти. Уровень топлива в баках стремительно падает. Экипаж решает садиться в поле. Обывателю сложно понять, что в этот момент происходило в кабине. Времени практически нет, а надо успеть выбрать площадку, рассчитать угол снижения, с учетом скорости и высоты. Слишком быстро – посадка приведет к разрушению, слишком медленно – машина просто упадет. И главное "неизвестное" в этом сложном уравнении – каким будет поле. Если рыхлое, то машина зароется и перевернется, развалится на части. Если твердое, произойдет сильный удар.    

Экипажу повезло – почва была идеальной для того, чтобы многотонная машина проскользила по ней, практически не получив повреждений. Сейчас идет расследование, но то, что случилось, это действительно чудо. Подобных посадок, которые не завершились катастрофой и человеческими жертвами, за все время существования гражданских авиаперевозок, в том числе и в нашей стране, единицы. Сложно объяснить, почему, но подобные инциденты приходятся на конец лета – начало сентября.  

Судите сами. Ту-124 сел на Неву в Ленинграде 60 лет назад, в конце августа 1963 года. Аварийная посадка Ту-154 на заброшенную полосу в Ижме в 2010 году пришлась на начало сентября 2010 года. "Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы", – фраза бортпроводника точно такого же А-320 все тех же "Уральских авиалиний". 15 августа 2019 года командир экипажа Дамир Юсупов смог посадить лайнер на поле под Жуковским. Еще раз подчеркнем, действия пилотов в нынешней ситуации будут тщательно анализироваться. Но вот чей профессионализм не вызывает никаких вопросов, так это тех, кого мы в большинстве своем считаем лишь обслуживающим персоналом на борту, – бортпроводников. Хотя на самом деле они называются кабинным экипажем, чья главная задача – спасать жизни людей именно в таких ситуациях. Корреспондент РЕН ТВ Иван Литомин детально рассказал обо всех обстоятельствах этого ЧП, которое действительно лишь чудом не закончилось катастрофой.

Считаные минуты на принятие решения, от которого зависят жизни 165 человек. Отказ гидравлики и жесткая посадка на пшеничном поле. Настоящее чудо и филигранное мастерство пилотов.

Тамара Моргунова помнит каждое мгновение этого полета. Говорит, многие пассажиры успели проститься с жизнью.

"И вот, когда мы уже сели в эту позу, командир дал команду. И я говорю: "Девочки, все будем живы. Господи", – вспоминает пассажирка А-320 Тамара.

Кадры с высоты птичьего полета: огромное поле посреди сибирской тайги. Справа – лес, слева – болото. Лайнер сел аккурат посередине, на полосу шириной около километра.

То, что это поле здесь возделывается, пилотам на самом деле просто повезло. Здесь нету ни камней, ни каких-то пней, ни крупных кустов и деревьев.

Рейс "Уральских авиалиний" вылетел 12 сентября из Сочи в Омск по расписанию. Сигнал тревоги командир воздушного судна подал в 10:00. Отказала гидравлика. Она критически важна для управления: с ее помощью приводятся в движение рули, закрылки и предкрылки, шасси. Их на тот момент уже выпустили.

Есть даже запись разговора диспетчеров и командира экипажа лайнера Сергея Белова: пилот с легкой заминкой объясняет, что произошло.

– Пилот 1383, подход.

– Полосу мы не сможем освободить. У нас... Ну, передняя стойка неуправляемая будет.

Длина взлетно-посадочной полосы омского аэропорта составляет 2 тысячи 500 метров. Он находится в черте города, самолеты взлетают и садятся прямо над Омском, что усложняет условия для принятия решений.

Командир экипажа делает круг в зоне ожидания, оценивает риски и уходит на запасной аэродром в Новосибирск. Там полоса длиннее на целый километр, и с отказом гидравлики больше шансов на успешную посадку.

"После рубежа возврата в аэропорт Омск я заметил, что топливо от расчетное, которое нам согласно документам, отличается от того количества, которое я рассчитывал. Возврат уже был в аэропорт Омск невозможен", – рассказал командир А-320 Сергей Белов.

Приземлиться нужно было как можно быстрее. Выпущенные шасси и сильный встречный ветер лишь увеличил расход горючего. Тогда экипаж выбрал место – самое начало огромного поля, похожего на взлетно-посадочную полосу. Это позволило воздушному судну долго катиться по грунту и в итоге погасить скорость.

Наш корреспондент прошел чуть больше километра от самолета, в начало этой импровизированной взлетно-посадочной полосы. Там очень хорошо виден момент первого касания, куда входила левая стойка шасси.

Кабинный экипаж заранее начал готовиться к аварийной посадке. Объявил, что нужно пристегнуть ремни, прижать головы к спинкам впередистоящих кресел. Крепких мужчин пересадили к аварийным выходам. Объяснили, как открываются двери. За минуту до касания бортпроводники занимают свои места, но и оттуда раздают команды четко и максимально спокойно.

Последняя команда от капитана – ее хорошо помнят все пассажиры: "Приготовиться к удару".

"Они не сказали, что это будет в поле, и не сказали, что это будет в аэропорту. Промолчали, чтобы не было паники", – вспоминает пассажирка А-320.

"Мы были готовы. Он ударился, подскочил, еще раз", – рассказала пассажирка самолета.

Специалисты говорят, что пилоты при посадке очень грамотно выбрали поле: твердый грунт, глина и песок.

Затем – эвакуация. Нужно было немедленно покинуть воздушное судно.

"Самое главное: мы очень счастливы, что никто не пострадал, что все живы-здоровы", – сказала бортпроводник А-320.

Самолет почти не получил повреждений. На место посадки в пшеничном поле тут же приехали следователи. Экипаж допросили. Дальше уже будет детальный разбор полета.

"Зачем на неисправном самолете лететь от той площадки, которая перед тобой, которую ты уже видишь, он же снизился до 600 метров. Садись, и все", – считает президент Фонда содействия развитию гражданской авиации, заслуженный пилот РФ Олег Смирнов.

Но так ли просто было сесть? Инструктор учебного центра специально для "Известий" на тренажере показывает, что происходило в кабине в момент отказа гидравлической системы.

"Вот эта система отказала. Не могу точно сказать. То ли упала жидкость, то ли отказал привод. Система перестала работать", – сказал инструктор.

Посадка в пшеничном поле за несколько часов привлекла внимание пилотов со всего мира. Наши журналисты нашли тех, кто был в подобной ситуации. Британец Эрик Муди показывает нашей съемочной группе штурвал своего Boeing – память о случившемся. Его экипаж вылетал из Куала-Лумпура, когда судно попало в облако вулканического пепла. Двигатели заглохли. 

"Лобовое стекло покрыл черный пепел. Я не видел абсолютно ничего", – вспоминает пилот Эрик Муди.

И все равно он спас всех пассажиров.

"Когда вы знаете, что все закончилось, легко рационализировать у себя в голове произошедшее. Никто не может критиковать нас, если пассажиры ушли с места трагедии пешком", – заметил Муди.

Вопреки всем обстоятельствам спас самолет и Карлос Дардано. Его Boeing выполнял рейс из Сальвадора в Новый Орлеан, когда на высоте в пять тысяч метров отключились оба двигателя. Пилот смог посадить лайнер на небольшую насыпь. Все остались живы, как и сейчас на пшеничном поле.

"Когда у самолета отказывает гидравлика, то вы не можете им нормально управлять. Сейчас каждый может говорить вам разные мнения – я бы сделал так, а я бы сделал эдак. Но никто не был на этом самолете вместе с экипажем", – подчеркнул пилот Карлос Дардано.

Расшифровки черных ящиков прольют свет на случившееся в небе над Омском. Там не только переговоры пилотов, но и технические характеристики воздушного судна расписаны посекундно. Могли ли пилоты сесть в Омске? Работала ли резервная система гидравлики? Кто и как рассчитал запас топлива? Сейчас же понятно одно: экипаж за считанные минуты принял непростое решение.

"Экипажу большая благодарность от нас за профессионализм", – сказала пассажирка самолета.

"Пилоты просто молодцы. Низкий поклон им за их работу", – заметил летевший в самолете мужчина.

"Они такие профессионалы. Это просто не передать словами", – заметила пассажирка А-320 Тамара Моргунова.

Решение, благодаря которому 165 пассажиров лайнера, остались живы.

12 сентября самолет, летевший из Сочи в Омск, совершил аварийную посадку в поле Новосибирской области. На борту воздушного судна находились 159 пассажиров и шесть членов экипажа. Незадолго до посадки борт подал сигнал тревоги, после чего резко сменил курс и совершил аварийную посадку в поле. Пассажиры и экипаж покинули воздушное судно самостоятельно по трапам.

По предварительной информации, причиной аварии стал отказ гидравлической системы. По факту аварийной посадки Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".

В результате аварийной посадки никто не пострадал. Пять человек обратились за медицинской помощью, у некоторых поднялось артериальное давление.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1143279 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1143279')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1143279', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1143279', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1143279(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1143279(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })