window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
28 августа 2023, 02:05

Путевка в ад: как устроен смертельно опасный бизнес на экскурсиях

В Москве нашли тела всех участников экскурсии по коллекторам
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Фото: © Скриншот видео

Экскурсия по столичным подземельям закончилась страшной трагедией. Погибли восемь человек, включая диггера, который вел группу и должен был обеспечивать ее безопасность. Но проводник вместе с туристами спустился в коллектор, несмотря на прогноз погоды, обещавший дождь. Это легкомыслие и стало основной причиной беды. Но далеко не единственной. Мода на адреналин привела к появлению массы компаний, которые готовы зарабатывать, в буквальном смысле, рискуя жизнями своих клиентов. Наш корреспондент Игорь Капориков провел собственное расследование и выяснил, по чьей вине подобный бизнес неизбежно превращается в тоннель, в конце которого никогда не будет света.

Путевка в ад: как устроен смертельно опасный бизнес на экскурсиях

В коллектор, под землю – без лишних вопросов, на свой страх и риск. Старый завод – один неверный шаг, и конец приключениям. Толпой на крышу – вопреки запретам и здравому смыслу. Погоня за острыми ощущениями как дорога на тот свет.

Москва. Замоскворецкий суд. Арестованы организаторы смертельной экскурсии в московское подземелье – Никита Дубас и Александр Ким. Это они, по версии следствия, погубили 8 человек. Еще один предполагаемый виновник – Александр Лазовский – сбежал из страны.

Роковая экскурсия началась у памятника маршалу Толбухину на Самотечном бульваре. По плану под землю должна была спуститься группа из двадцати человек, но в назначенное время к так называемым воротам в подземелье пришли только семь.

В два часа дня они спустились в коллектор и пошли по кирпичному тоннелю вдоль Неглинки, пересекли Садовое кольцо. Далее предполагалось двигаться в сторону "Метрополя". Но в 15.00 связь с диггерами пропала. Скорее всего, большая вода застала их в районе Трубной площади. Там можно было найти безопасное место, но проводник, видимо, об этом не знал.

Но свою роль сыграла непогода – сильнейший ливень. Вся вода пошла в коллектор. В такую погоду даже подземный ручей за считаные секунды может стать полноводной рекой, по скорости потока сравнимой с горной. Легко сбивает человека с ног и уносит по течению. 5-10 минут, и вода заполняет систему до люков.

Группа туристов оказалась в смертельной ловушке, выхода из которой так и не нашли.

Один из погибших – Дмитрий Маркушкин. В подземелье он пошел вместе с племянником и дочерью.

"Обычный день должен был быть, погулять, повеселиться, какая-то там экскурсия, и вот так все закончилось", – говорит соседка Маркушкина Дарья.

Еще одна жертва – Вика Шнайдер. Ей было всего 15 лет. Приехала к отцу из Новосибирска.

Не удалось спастись и гиду – 31-летнему диггеру Константину Филиппову. По словам матери, для сына такие экскурсии были не основной работой.

"Подрабатывал. Иногда и не хотел, но нужно было. В субботу сказал, что идет на две экскурсии – на два часа и вечером", – рассказала Людмила Филиппова, мама погибшего диггера.

Все погибшие купили билеты на сайте-агрегаторе туров "Спутник", в тур-сервисе "Трипстер" и бюро экскурсий "Авангард". Сертификаты – без указания конкретной услуги. Цена – 9 тысяч рублей с человека.

Бизнес на экстриме процветает по всей стране. Вот в Перми, например, готовы провести по реке с пугающим названием Стикс. Ворота в царство мертвых. Только вместо Харона монетки за переправу просит местный диггер.

Обещают вернуть в целости и сохранности из мира мертвых в мир живых. Если дождь не пойдет и если мы заплатим 5 тысяч рублей.

"Если смотреть на мусор, то можно понять, как высоко здесь поднимается вода. Мой рост 185, здесь больше двух с половиной точно", – показал наш корреспондент Игорь Капориков.

А это уже Санкт-Петербург: заброшенный завод – излюбленное место сталкеров. Местные экскурсоводы-самоучки и зарабатывают, проводя туристов сквозь разбитые коридоры и бывшие цеха. Без инструктажа и снаряжения.

"Сталкер нас завел в одно из самых больших помещений фабрики. В каком состоянии оно находится, вы видите сами. Вокруг горы мусора. Под ногами шумит стекло. Лежат доски с гвоздями", – рассказал Капориков.

Пещеры, старые заводы, коллекторы – все эти объекты вне контроля, но в зоне досягаемости. Тимофей Зорин стал заложником Сьянской каменоломни.  Вместе с классом отправился на экскурсию, но проводник оказался новичком. Дети потерялись в 19-километровых туннелях.

"Гид пропустил один поворот, и мы, так сказать, сидя у поворота к выходу, не смогли его найти, в итоге гид растерялся и пошел искать выход в другой конец пещеры, один пошел, нас оставил", – вспоминает пострадавший Тимофей Зорин.

Вызволяли уже спасатели. После чего местные власти замуровали вход в каменоломню. По крайней мере они так думали.

"За потолок держаться нельзя, потому что некоторые кусочки могут упасть. Нужно быть очень аккуратным", – показывает наш корреспондент.

С помощью гида мы легко находим лаз. Под 50 метровым каменными сводами – чувствуешь себя неуютно, а некоторые тут даже живут.

Все эти безумные экскурсии объединяет то, что они абсолютно нелегальны. Не соблюдаются  даже элементарные правила безопасности. 

"Сейчас тема с нелегальными инструкторами-проводниками стоит на самом деле максимально остро. Регулярно случаются если не случаи со смертельным исходом, то какие-то травмы", – отмечает Александр Усольцев, экскурсовод, москвовед.

Но еще хуже: бурную экскурсионную деятельность не замечают местные власти. Вот в Перми якобы даже не были в курсе походов под землю. Чиновники из Домодедово, где находятся пещеры Сьяны, также просто развели руками.

"Заваривали несколько раз ход. Все это ломалось, и все заходили", – заявил Анатолий Салихов, начальник управления по территориальной безопасности, гражданской обороне и ЧС администрации Домодедова.

А в столице лишь после гибели 8 человек сотрудники "Мосводостока", наконец, заваривали люки. И убегали от нашей съемочной группы, не желая объяснять, как превратили подземные коммуникации в проходной двор.

Руководство "Мосводостока" устроило "заговор молчания". С момента трагедии прошла неделя. А гендиректор Константин Ишханян даже не принес соболезнования семьям погибшим. Не предложил им помощь. Наш вопрос даже не дослушал – бросил трубку.

Глава "Мосводостока", как может, отодвигает от себя и своей конторы историю, где жадность одних и разгильдяйство других обернулось большой бедой. Десятилетиями в столичные коллекторы забираются все кому не лень – и доступ туда ГУП почему-то так и не перекрыл.

Константин Рафаэлович руководит "Мосводостоком" почти 20 лет. Прежде был совладельцем фирмы "Росэкострой". И даже став в 2006-м госслужащим, похоже, мог сохранить связь с бизнесом. Компания же получила подряды на сотни миллионов рублей от городских структур. Посмотреть доходы самого Ишханяна невозможно. Год назад чиновникам разрешили не публиковать их,  чем глава "Мосводостока", видимо, и воспользовался.

Ишханян максимально не публичный человек., как и его семья. Свое дело – у сына Степана и дочери Марии. Оба совладельцы ООО ЮНИКС, которому принадлежит популярная сеть ресторанов японской кухни. Не обижены и земляки. Судя по данным базы СПАРК, некие граждане Есаян и Севумян получили подряды от "Мосводостока" на один миллиард 600 тысяч рублей.

Сейчас "Мосводосток" держит глухую оборону. Комментарии не дает. А еще год назад совместно с известным московским диггером сам организовывал экскурсию в коллектор реки Неглинной. И даже выпускал об этом маршруте рекламный, по сути, материал.

И если в центре доступ перекрыли, то на окраинах Москвы нет проблем. Вот диггер-любитель готов спустить нашу съемочную группу в Кузьминках под землю.

Видимо, "Мосводосток" закроет люки и обеспечит контроль за своими коммуникациями только когда очередная "увлекательная экскурсия" закончится трагедией.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1136390 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1136390')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1136390", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1136390', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1136390(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1136390(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })