в удобном формате
На 90-м году из жизни ушел режиссер Глеб Панфилов. Об этом сообщили в Ленкоме, где народный артист проработал большую часть своей карьеры. Он снял десятки картин, многие из которых неизменно становились хитами. Именно Панфилов открыл миру актрису Инну Чурикову, а она впоследствии стала его музой и супругой. Он не боялся экспериментировать даже во времена жесткой цензуры и умел сделать классику актуальной в любое время. Подробности – в материале РЕН ТВ.
С заводской проходной – в режиссеры. Свой путь в профессию Глеб Панфилов проложил сам. Выпускник химического факультета, он трудился на промышленном предприятии в Свердловске, но мечтал заниматься киноискусством. Создал любительскую студию и снял там первые короткометражки. Вскоре талантливого парня приняли во ВГИК, а потом позвали работать на Ленфильм.
"Хороших сценариев много, но трудно найти такой, чтобы он мне подходил". Так Глеб Панфилов объяснял, почему почти для всех своих фильмов сценарии он писал сам. Его новаторский взгляд проявился уже в дебютной картине "В огне брода нет". Пронзительный и правдивый фильм о гражданской войне тронул международное жюри фестиваля в швейцарском Локарно.
Кроме признания кинокритиков и успеха у зрителей эта кинокартина подарила Глебу Панфилову его главную музу – Инну Чурикову. Молодая актриса, которая сыграла трогательную Таню Теткину, сразу очаровала режиссера. Сильное чувство было взаимным. Они прожили в браке больше пятидесяти лет, воспитали сына. И были неразлучны не только в жизни, но и на съемочной площадке. На главные роли в своих фильмах Глеб Панфилов почти всегда приглашал именно Чурикову. Потому что знал: она как никто сумеет воплотить его замысел.
Казалось, если снимает Панфилов, а играет Чурикова, то фильм непременно полюбит публика по всему миру. Будь то история неудачливой ткачихи, которая стала актрисой и гениально сыграла Жанну д’Арк. Или кинорассказ об общественной борьбе руководительницы провинциального городка. "Начало", "Прошу слова", "Тема" – картины одна за другой, получают международные награды. Хотя последняя восемь лет пролежала на полке. Фильм долго не выпускали в прокат за смелую трактовку темы эмиграции.
Но цензура и запреты, которых в советскую эпоху было не избежать, Глеба Панфилова не сломили. Даже когда снимал классику, "Васса" и "Мать" по пьесам Горького, ему удавалось делать ее актуальной.
Не боясь экспериментов, Глеб Панфилов ставит и спектакли в театре. Начинает сразу с "Гамлета" в Ленкоме. Потом еще будут неизменно аншлаговые "Аквитанская львица", "Ложь во спасение", "Аудиенция". Но и в кино продолжает работать до последних лет. Написал сценарий новых "Утомленных солнцем" – "Предстояние" и "Цитадель" для Никиты Михалкова, экранизировал Солженицына и историю венценосной семьи Романовых. А на вопрос, в чем источник его неистощимой энергии, Глеб Панфилов отвечал, что кино и любимая муза Инна Чурикова были для него главными. Потому что помогали отразить время, в которое он жил.