в удобном формате
Сейчас в российских вузах в самом разгаре приемная кампания. Причем высшее образование в скором времени ждет реформа – отказ от пресловутой Болонской системы, то есть от бакалавриата и магистратуры. Вместо них появятся новые уровни: базовый, специализированный и аспирантура. С этого года переход на новую систему опробуют шесть крупнейших высших учебных заведений страны: МАИ, МПГУ, МИСиС, Балтийский и Томский университеты, а также Петербуржский горный.
Зачем нужна реформа – долго объяснять не нужно. Качество высшего образования, а следовательно и доверие к полученным знаниям заметно ухудшилось. Как доказательство – последний соцопрос, из которого следует, что уже каждый четвертый отечественный работодатель на собеседованиях даже не спрашивает о наличии диплома, а смотрит в первую очередь на реальные умения и навыки. Но и это далеко не главное. Погоня за заветной корочкой привела к тому, что в стране появились тысяч якобы профессионалов, которые на самом деле никому не нужны.
Можно вспомнить другие соцопросы, подтверждающие, что значительная часть выпускников вузов практически ни единого дня не работала по полученной специальности. А это в итоге серьезный экономический ущерб и для системы высшего образования, которая работает вхолостую и в целом для страны. Обозреватель "Известий" Виктор Синеок решил разобраться, как заново можно запустить механизм получения знаний и заодно предсказать будущее.
Сосредоточенные, задумчивые, взволнованные, веселые… Все они точно знают, кем хотят стать. Вот он – главный шаг к взрослой жизни. В приемной комиссии родители волнуются, абитуриенты – нет.
Профессию, которая будет востребована через несколько лет, выбрать надо уже сейчас. Не ошибиться и быть готовым быстро меняться.
"Очень важно войти в образование, сделать первый правильный шаг, но не пытаться устоять на этой платформе. Она точно будет трансформироваться", – говорит директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Чулок.
Популярность профессий всегда волнообразна. Многое, конечно, диктует мода. В конце 1990-х был максимально высокий конкурс на юридические факультеты. Далее – экономика и финансы: всем хотелось быть поближе к деньгам. Чуть позже востребованными стали менеджмент и маркетинг, нефть и газ. Только после 2010-го в топы вернулись медики, инженеры и педагоги, и пока там остаются.
"Ребят, которые подают заявление по специальности "Педагогика", в два раза выше, чем в аналогичный период в прошлом году", – рассказывает министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Российские вузы занимаются "образованием будущего". Подготовка специалистов – на перспективу. Тут нужно оценить рынки труда, синхронизировать задачи госпрограмм, нацпроектов и ключевых отраслей с учебными планами. Но уже понятны приоритеты. Один из первых – практика – это всех касается.
"Для подготовки учителя очень важно соблюсти и фундаментальные теоретические знания, апробировать это на практике, в школах", – заявил ректор Московского педагогического государственного университета, академик Российской академии образования, доктор исторических наук Алексей Лубков.
"Мы уверены, что контур будущей национальной системы высшего образования должен складываться в реальных полевых условиях", – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
На кадрах бомбардировщик "Белый лебедь". И Роману, что собирается изучать в Казанском авиационном институте самолето- и вертолетостроение, о нем еще расскажут. Здесь вообще многое перевели в практическую плоскость. Для этого погрузили на тралы и привезли к главному зданию советский сверхзвуковой Ту-144, и аудитории наполнили образцами авиатехники.
"Здесь нет прототипов или макетов. И эти беспилотники, и вертолет Ми-2, и вот этот самолет Е-2А, прежде чем попасть в эту аудиторию, реально летали. Так что студенты могут заглянуть внутрь настоящего истребителя и изучить все его основные узлы. Для этого и сняли часть обшивки", – рассказывает корреспондент.
С этого года начинает действовать новая образовательная программа. Проект обеспечит жильем и поддержит финансово. Но главное – теперь есть возможность погрузиться в профессию с первого курса. На ПАО "Туполев" открывают кафедру прямо на заводе – несколько дней в неделю занятия в цеху.
"Они только придут, мы будем их знакомить с процессом сборки фюзеляжа. Они все это увидят воочию, и потом уже в процессе обучения они будут визуально все это понимать", – говорит начальник бригад конструкторского бюро ОАК – КАЗ имени С.П. Горбунова – филиала ПАО "Туполев" Руслан Мингазов.
Показывают фюзеляжи пассажирских Ту-214. Вскоре их чертежи превратятся в 3D-модели, и сделают это именно студенты.
"Вот это – пилон двигателя. Та самая конструкция, которая держит двигатель на крыле самолета Ту-214. Довольно сложный элемент, у которого, конечно, есть чертежи. Но только увидев его своими глазами, инженеры понимают, как именно здесь взаимодействуют все эти поверхности, ребра и точки крепления", – говорит журналист.
Брать талантливого учащегося в оборот сразу – одна из новелл высшей школы. Вот студенты МИСиС параллельно с учебой стажируются у одного из ведущих производителей в IT-индустрии.
Работы хватит всем. В России дефицит специалистов: инженеров – в машиностроении, металлургии и нефтехимии, программистов – для разработки алгоритмов защиты данных, архитекторов – потому что строительный бум. А еще агрономов и ветеринаров.
Это еще один новый тренд. Человечество скоро столкнется с дефицитом продуктов, поэтому пищевые технологии крайне важны.
В чашке – 1 грамм белка, и он эквивалентен килограмму сахара. Учишься и одновременно ищешь полезную замену сахару. В инновационном центре, что между Белгородом и Воронежем, занимаются только самым перспективным, в том числе биотехнологиям пищевой отрасли.
А в Сколтехе начали инвестировать в развитие образовательных платформ, связанных с сельским хозяйством.
"Сегодня сельскохозяйственная наука – квинтэссенция всего. И физика, и IT, биологии и классической генетики, всего-всего-всего", – говорит ректор Сколтеха Александр Кулешов.
Было "направление" – стало "трек". Были костюмы – стали мантии и квадратные академические шапочки. Все меняется и с каждым годом быстрее. Говорят, часть профессий заменит искусственный интеллект. Но только не те, где надо придумывать что-то новое. Особенно, если речь идет о реальном секторе экономики.
"Мое мнение, что профессия будущего – это профессия инженера. Чего инженер – это второй вопрос: системотехник, механик, электронщик", – говорит ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана, кандидат технических наук Михаил Гордин.
В этом году "высшая школа" открывает десятки новых направлений и специальностей. Многие перспективные отрасли видны невооруженным глазом. По всей стране вузы готовы "поставить на крыло" специалистов для беспилотных авиасистем. Вот, в Ставропольском аграрном учат программировать БПЛА, а в Южно-Уральском государственном – создавать свои модели.
К 2030 году в стране должно быть 80 процентов своих беспилотных систем. Потребуется много технически грамотных специалистов, готовых совершить прорыв в любой отрасли.
"Людей, которые могут не только решать задачи в рамках какого-то узкого технического задания, а людей, которые могут видеть проблему в целом, людей, которые могут организовать работу по взаимодействию различных направлений", – говорит ректор МАИ Михаил Погосян.
Страна сейчас готовится перейти к новой системе образования. Болонская закончилась – надо двигаться дальше. Пилотный проект уже стартовал. В нем шесть ведущих вузов страны. В Санкт-Петербургском горном университете, например, делают упор на базу – фундаментальную научную основу. Группы по направлениям вообще не будут делить до третьего семестра. Это, отчасти, советский опыт. Еще здесь мечтают вернуть преподавателям такой же авторитет, как в СССР.
"И преподаватель, и учитель СССР – это преподаватель, который был элитой общества, востребованной и так далее. Нам нужно это вернуть. Все остальное у нас есть абсолютно", – говорит ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
Взять лучшее из того, что было тогда, изучить современные подходы, создать что-то новое – впереди долгий путь, который надо достойно пройти.