Спустя год взаперти и десятки изматывающих экспериментов, экипаж Sirius-23 наконец выходит из изоляции.
Как и после реальных полетов в космос, завершение эксперимента испытатели лунной программы называют тоже приземлением на Землю. После которого можно вздохнуть с облегчением.
"Там условия, к которым ты не готов. Ты не думаешь, что это может быть важно", – отметила бортинженер экипажа Sirius-23 Анжелика Парфенова.
А важной в далеком космосе может быть каждая деталь. К примеру, если кто-то гремит ночью тарелками на кухне, это слышат все члены экипажа.
"Звуковая зона все равно нарушается, то есть мы неминуемо слышим, как накрывают на стол, кто смотрит телевизор и так далее. В течение года это, предполагаю, что накапливается, и может приводить к повышенной тревожности", – заявил командир экипажа Sirius-23 Юрий Чеботарев.
366 дней экипаж из шести испытателей имитировал лунную миссию. Ученые были отрезаны от остального мира. Пища была практически безвкусной. Иногда по сценарию приходилось не спать больше суток. У многих членов экипажа из-за таких испытаний развилась бессонница.
"Ученые объясняют это тем, что мы не находимся под лучами света. Мелатонин снижается и ты не спишь", – подчеркнула исследователь экипажа Sirius-23 Ксения Шишенина.
За год экипаж Sirius-23 отработал больше 50 штатных и экстренных сценариев. Среди них дистанционное управление роботом, выживание при нехватке ресурсов, имитация невесомости, высадка на Луну и затяжные работы на ее поверхности.
"В этом помещении испытатели имитируют работу на поверхности Луны. На тренажере их подвешивают и они пытаются двигаться в условиях гравитации спутника Земли. А потом, сидя перед мониторами, управляют ровером", – уточнил корреспондент.
Испытатели могли выйти из эксперимента по любой причине. Для командира экипажа Юрия Чеботарева миссия чуть не закончились из-за мыслей о домашней еде.
"Пельмени, манты хотелось. Я отгонял эти мысли. Целенаправленно, не позволяя им даже подходить", – рассказал Чеботарев.
А единственной иностранке в экипаже Ольге Мастицкой больше всего хотелось родной белорусской кухни.
"Из того, чего не хватало – это прямого общения с близкими. Ну и по белорусской кухне я тоже очень часто скучала... Драники. С корочкой, поджаренные", – уточнила она.
Цель экспериментов Sirius – испытать технологии для лунной экспедиции. А также возможности человеческого организма при межпланетных миссиях.
"Здесь мы работаем не только на Луну, но и на дальние планеты. Лунная база – это только начало", – рассказал директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов.
Выход из изоляции для экипажа не конец эксперимента. Впереди их ждут двухнедельные послеполетные обследования. В ходе которых придется снова жить там, откуда еще недавно хотелось сбежать.