в удобном формате
Прямо сейчас в Молдавии заканчивают считать голоса после самых скандальных выборов в истории республики. Граждане выбирали не только президента, но и решали, надо ли стране менять конституцию и вступать в Евросоюз. Голоса на референдуме распределились, мягко говоря, необычно. В момент обработки 90% бюллетеней противники евроинтеграции уверенно лидировали с перевесом почти в 10 процентов. Однако затем что-то изменилось, и голоса начали считаться строго в пользу Евросоюза. Оппозиция уже обвиняет действующую власть в подлоге. Василий Моисеенко передает из Молдавии.
Майя Санду – пока еще президент Молдавии – несколько раз переносила итоговый брифинг после выборов. В какой-то момент даже ее сторонники подумали, что его просто отменили, но к микрофону глава страны все же вышла.
"Они сделали это, чтобы привести наших граждан и нашу страну в зону неопределенности и нестабильности. У нас есть доказательства и информация о том, что целью преступной группировки было купить 300 тысяч голосов. Размер акции беспрецедентен", – заявила Санду.
Почему именно 300 тысяч голосов, кто именно собирался их покупать и как, осталось неизвестным.
О нарушениях на выборах все воскресенье заявляли в основном оппозиционные политики. Действующая власть, в том числе и сама Санду, никаких проблем не видела до самой ночи. И только когда стало понятно – выиграть выборы не получилось, а на референдуме большинство пока против евроинтеграции – в ход пошли обвинения.
Оппозиция же заявляла о массе нарушений. От сбора голосов в больнице для тяжелых онкобольных, многие из которых под сильными обезболивающими, до настоящих выборных каруселей, причем на заграничных участках. Так, любопытные кадры сняли в Румынии.
В России, к слову, избирательных участков открылось всего два. На почти полмиллиона граждан Молдавии, в 30 раз меньше чем в Италии. Тем не менее, политические оппоненты Санду, похоже, с самого начала были уверены – на референдуме жители республики скажут "нет" оголтелому движению в Европу.
"Молдова проголосовала против. Я хочу сказать "спасибо" молдавскому народу за свою твердость, жесткость, за то, что вы не поддались провокациям. Вас не испугали. Вы настоящие бойцы за справедливость. Мы победим, до конца. Ура", – заявил оппозиционер Илан Шор.
Майя Санду, к слову, гражданка другой страны, Румынии, по сути, сама загнала себя в ловушку. Экзитполы на этих выборах были вообще запрещены, и теперь даже сравнить официальные цифры с опросами невозможно.
Референдум о евроинтеграции, судя по оценке как местных, так и зарубежных социологов, специально решили проводить в один день с выборами президента. Иначе нужный процент по явке для признания его состоявшимся вряд ли бы набрался. Почти половина жителей республики вообще не понимает, зачем нужны изменения в конституцию.
Не помогла действующей власти и поддержка из самых высоких кабинетов Брюсселя. В рамках помощи Молдавии перед плебисцитом, ЕС специальным постановлением оказал помощь стране в борьбе с дезинформацией. А попросту помог установить цензуру в соцсетях.
"Это вам, молдаванам, решать. Это ваш суверенный выбор, что делать с вашей страной, и никто не может вмешиваться", – заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Теперь в Молдавии предстоит второй тур выборов. Никто не смог набрать больше 50% голосов. В него выходят как минимум сама Санду и выходец из Гагаузии Александр Стояногло. Новый раунд голосования пройдет в республике 3 ноября.