в удобном формате
Сегодня российские и китайские боевые корабли пошли на восток – начали совместное патрулирование в северо-западной части Тихого океана. Именно там, где начинается важная для обоих государств трасса Северного морского пути. Символично, что новый этап в отношениях открывается ровно в 75-ю годовщину образования КНР. Корреспондент Павел Матвеев рассказал о ближайшем соседе.
Китай – это традиции, их нарушают крайне редко, и уж точно не в данном случае. Юбилейные мероприятия начинаются накануне – в день памяти героев, сложивших головы ради образования КНР. Первым возлагает венок Си Цзиньпин.
И обязательный концерт: председатель КНР жмет руки ветеранам, все аплодируют, потом слушают музыку – от классической китайской до классической мировой, потом вместе поют.
Утром – традиционная церемония поднятия флага на площади Тяньаньмэнь. Чего она только не повидала за эти 75 лет! И собственное расширение в четыре раза в 50-е, и многочисленные военные парады, и разгон протестов в 89-м, и провластные митинги, и толпы туристов из разных стран. Это все и есть история КНР. Если в 49-м основной едой была "чашка риса из общего котла", сейчас Китай если еще не первая экономика мира, то кое в чем уже и не вторая.
Если в 2001 году объем ВВП был менее 10 триллионов юаней, то в 2011-м – почти 50, а в пандемийном 2022-м – аж 121. Валютные резервы за первые десять лет нашего века выросли в 15 раз – с 200 с лишним миллиардов долларов до почти 3200 и остались на этом уровне. Умопомрачительные небоскребы, причем и в провинции тоже. Великолепная сеть скоростных железных дорог, причем и в провинции тоже. Электромобили и поля солнечных батарей, причем и в провинции тоже. Начав в 80-е годы реформы, Китай, оставаясь коммунистическим, де-факто построил капитализм. С плановой экономикой, унаследованной еще от СССР.
"Советский Союз стал первой страной, установившей дипломатические отношения с новым Китаем. При поддержке СССР было реализовано множество крупных проектов, заложивших основу для развития промышленности нового Китая", – отметил посол КНР в России Чжан Ханьхуэй.
В посольстве России в Пекине люди стоят в очереди, чтобы пройти на праздничные мероприятия. И в Москве то же самое.
"На дипломатическом языке это называется госприем – раз в год, в государственный праздник, приглашают в посольство лучших друзей. И вот посольство Китая в России. Вот сегодня, посмотрите сколько народа! Не протолкнуться", – отметил корреспондент.
Это вопрос не только дружбы, но и целесообразности. После 2019 года, когда КНР отмечала 70-летие, мир начал стремительно меняться, в том числе и для самого Китая. Коронавирус, который на три года закрыл страну от внешнего мира и замедлил экономический рост, еще и ковидная Олимпиада. Торговые войны с США уже никто даже не скрывает. Споры насчет островов в Южно-Китайском море – и там тоже американцы не стесняются своего участия. США в своей стратегии нацобороны уже прямым текстом прописали: Китай это "основной вызов" для них.
"Трансформируется не Китай, трансформируется мир вокруг Китая. Он изменился полностью, старая модель не срабатывает. Ведь модель же Китая была изящна и проста: огромный объем товаров, знаний, экономики постоянно должен выходить на внешний мир, который должен быть потребителем всего. А теперь мир не так много потребляет. Мировая экономика схлопывается, а второй модели у Китая нет", – отметил директор Института стран Азии и Африки при МГУ Алексей Маслов.
Это не значит, что Китай вторую модель не найдет. Но ему нужны время и помощь друзей, и вот мы опять – о них, то есть о нас.
"Наши отношения поднялись на новый уровень, который я называю "боевое слаживание". На мой взгляд, сейчас происходит мировая война, холодная война, у которой два фронта. Есть западный фронт, который идет вдоль наших границ, и есть восточный фронт, который завершают создавать американцы, и там тоже готовится горячая точка, это либо Тайвань, либо Филиппины. И в этих условиях нас с Китаем подтолкнули на сближение даже быстрее, чем мы естественным путем шли", – полагает заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы Юрий Тавровский.
В общем, 75 лет КНР – это праздник со сжатыми скулами. Надо много работать и нам, и китайцам. Судя по словам лидеров двух стран, да что там, просто по элементарной логике, мы будем это делать вместе.