в удобном формате
Во время главного политического события дня Россия и Монголия не стремились что-то доказывать Западу. Именно так выразились в Кремле. Президенты двух стран подписали важные соглашения в энергетике – не только по нефти и газу, но и в области мирного атома.
И все это – на фоне годовщины исторической победы. 85 лет назад Красная армия и монгольские войска отразили попытку Японии расширить зону оккупации на Дальнем Востоке. Подробности – в сюжете корреспондента Леонида Китраря.
Тысячи жителей Улан Батора собрались вокруг центральной площади, чтобы увидеть церемонию встречи российского президента.
"На центральной площади Улан-Батора встречают президента России Владимира Путина почетным караулом и конницей в национальных костюмах. Кстати, именно таких небольших и выносливых лошадей Монголия во время Великой отечественной отправляла в Советский Союз сотнями тысяч", – уточнил корреспондент.
После торжественной встречи – двусторонние переговоры. В завершении протокольной части президент России пригласил монгольского коллегу в Казань на саммит БРИКС.
"Я хотел бы пригласить вас в Россию, в Казань, где у нас в этом году пройдет саммит БРИКС. Это будет первое мероприятие такого уровня после расширения этой организации", – сообщил Путин.
Уже во время переговоров в расширенном формате президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух заявил – в Казань обязательно приедет. В ответ Владимир Путин пригласил коллегу и в Москву в мае будущего года. На парад Победы, к которой Монголия имеет прямое отношение.
"Ждем вас, господин президент, в Москве в мае следующего года на торжественные мероприятия по случаю 80-летия Победы", – заявил российский лидер.
Владимира Путина сопровождает представительная делегация – главы министерств спорта, природы, транспорта, иностранных дел, энергетики. Глава Росатома и Ростеха и многие другие. Каждая из этих сфер Монголии интересна. Но одна – особенно.
"Монголия крайне заинтересована в инвестициях в энергетику. Стране не хватает электричества, и любая реконструкция старой, а тем более, строительство новой электростанции было бы здесь очень кстати", – отметил корреспондент.
Росатом предложил Монголии проект малой атомной станции, но это пока дело будущего. Сейчас подписаны необходимые соглашения в сфере топлива и электростанций.
"По итогам наших переговоров стороны подписали соглашения между правительством Монголии и Российской Федерацией о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов и соглашения о разработке и реконструкции базовой тепловой электростанции ТЭЦ-3 города Улан-Батор", – уточнил монгольский лидер.
Владимир Путин в ответном слове заявил о том, что проект газопровода в Китай получит развитие в самой Монголии. И проектов уже немало.
"Наше партнерство в энергетике не ограничивается экспортом углеводородов. Российская компания Интер РАО рассчитывает подключиться к модернизации и реконструкции Улан-Баторской ТЭЦ-3, помочь в установке нового оборудования и трехкратно увеличить генерирующие мощности станции", – сообщил Путин.
После церемонии подписания соглашений российский президент встретился с председателем великого хурала Монголии, премьером страны и кабинетом министров. На этом официальные встречи завершились, но осталось еще несколько важных мероприятий. Президентов ждали у памятника Георгию Жукову.
За церемонией наблюдала и единственная оставшаяся в живых участница сражения при Халхин-Голе. Чимэдцэрен в те годы было 15. Она была санитаркой объединенной советско-монгольской группировки. Нашей съемочной группе удалось поговорить с ней.
"Я в те годы перевязывала советских солдат. Все помню. Тогда было страшно, но мы победили", – уточнила она.
Именно победа при Халхин-Голе стала главным объединяющим фактором для народов России и Монголии. На торжественном приеме Владимир Путин напомнил об этом еще раз.
"У монгольского народа есть хорошая пословица: "Халат лучше новый, а друг лучше старый". Убежден, опираясь на проверенную временем крепкую дружбу, мы обязательно будем ставить и решать самые амбициозные задачи", – уточнил президент РФ.
Вот уже 85 лет между нашими странами тесные и теплые отношения, которые и сейчас позволяют договариваться по любым, даже самым сложным вопросам.