в удобном формате
Во всем мире вспоминают в эти дни узников и жертв фашистских концлагерей. За несколько лет фабрики смерти, работая практически непрерывно, уничтожили миллионы людей. Целями становились народы, неугодные руководству Третьего рейха. Теперь западные политики и историки с присущей им педантичностью пытаются переиначить очевидные факты, в частности о том, какие жертвы принесла наша страна, чтобы избавить их же от фашистов. Обозреватель "Известий" Виталий Чащухин расскажет, что такое память по-европейски.
Селфи на фоне ворот с надписью Arbeit macht frei (Труд освобождает. Прим. РЕН ТВ) . О таком ли назидании будущим поколениям мечтала армия освободителей? Ужас, который наравне с происходившими здесь зверствами, не укладывается в голове – чем дальше становится подвиг советского народа, тем реже о нем в Европе предпочитают вспоминать.
– Он спрашивает, не когда, а кто освобождал, – объяснила девушка.
– Вот это я не очень знаю, – призналась жительница Германии.
– Может, Советский союз? – сказала девушка.
И это при том, что именно здесь, в системе лагерей Заксенхаузен, все буквально кричит об этом, начиная с того, что тысячи советских военнопленных и сами прошли через эту фабрику смерти, заканчивая монументом на плацу.
Тот редкий теперь случай, когда на входе еще выдают подробное описание, в том числе на русском языке, где в исторической части без всяких размытых формулировок конкретно сказано, кто именно освобождал этот бывший трудовой лагерь СС.
В порядке упоминания: советские, а потом уже польские солдаты. Правда, немецкая молодежь "вдалбливает" это в голову весьма своеобразным способом. Да и к самому музею-мемориалу Заксенхаузен в последнее время возникают вопросы из-за категорической позиции не приглашать Россию к участию в памятных мероприятях.
"Некоторые организации, которые осуществляют общественный контроль за вот этими мемориальными объектами, в том числе за концлагерями, выражают неготовность принять официальных представителей России. Но это, как говорится, дело их, а у нас планы посетить как можно больше и почтить память наших воинов, в том числе оказавшихся в нацистских застенках. И мы это будем делать", – сказал посол России в Германии Сергей Нечаев.
Власти Германии и сами уже осознают – что-то с памятью у них стало. В Берлине звучат призывы сделать поездки в бывшие концлагеря обязательной школьной программой. Другое дело, что у них при этом в учебниках, а вот в них по всей Европе все довольно безлико: "решающую роль сыграли союзники", а особого успеха добились Франция, Великобритания и США. Особенно Польше не оставляют попыток предать Красную Армию окончательному забвению. Как будто бы фашизм исчез сам по себе, а тот же Освенцим освобождала какая-то неведомая сила. К чему приводят теперь такие провалы в памяти, рассуждает офицер национальной армии ГДР, которому и поляки когда-то были "братьями по оружию".
"Мы сегодня снова смотрим на то, как снова подстрекают другие народы, как снова используют фашизм для продвижения американских глобальных и гегемонистских интересов. Когда мы смотрим на то, как бандеровцы на Украине были приведены к власти Западом, что они были вооружены, что они были обучены, что они были профинансированы, что этот переворот был организован Западом", – заметил офицер национальной народной армии ГДР Клаус Бернекер.
Забывая подвиг красноармейцев, Европа продолжает оттаптываться и на советских воинских мемориалах. В одной только Германии за последние годы нашим посольством зафиксировано 86 случаев вандализма.
Но, впрочем, и память о фашистских ужасах в ФРГ, порой буквально выжигают – то устроят поджог бывшего концлагеря под Дрезденом, то соберутся сносить бараки, чтобы не портили вид из новых домов. В Тюрингии на полном серьезе вместо фабрики смерти хотели было переселить музей и производство сосисок. А во Флоссенбурге только со скандалом недавно удалось прикрыть коммерческую добычу гранита – и до последнего никого не смущало, что когда-то это была нацитская каменоломня, на которой использовался рабский труд тысяч ни в чем не повинных узников.