в удобном формате
Глава МИД России Сергей Лавров сегодня, 30 ноября, прибыл в столицу Северной Македонии на министерский саммит ОБСЕ. На полях заседания он встретился со своими коллегами из Австрии, Армении и Венгрии и уже успел выступить на общей встрече министров. Какие заявления прозвучали на заседании, рассказали корреспондент Антон Золотницкий.
Тесные коридоры, очередь из журналистов и суровая македонская охрана на лестнице – с этого начинается совещание глав МИД стран ОБСЕ. Попасть на пленарную сессию – отдельный вызов.
"Допуск прессы организован специфическим образом. Кажется, пускают вообще всех, кроме российских журналистов", – рассказал Золотницкий.
Чуть позже пройти все же разрешили, но такой "европейский" подход показателен. До столицы Северной Македонии, Скопье, российская делегация добиралась не без проблем. Болгария сначала открыла свое небо для самолета Сергея Лаврова, а потом поставила условие: на борту не должно быть официального представителя МИД Марии Захаровой. Лететь пришлось через Грецию.
"Зачем это делается, совершенно непонятно. Я думаю, просто это не является отражением того, что чувствует и переживает и о чем заботится болгарский народ. Это является какой-то вот такой конкретной установкой определенным кругам болгарского истеблишмента, которую они получают от НАТО, возможно, напрямую от американцев", – заявила дипломат.
Установка вполне понятная – изолировать Россию от внешнего мира. Правда, снова безрезультатно. График нашей делегации расписан по минутам, одна двусторонняя встреча сменяет другую.
"Здравствуйте! Можно?" – так начинает переговоры с Лавровым его коллега из Венгрии Петер Сийярто.
Москва и Будапешт регулярно сверяют часы, и нынешняя встреча в Скопье лишний раз доказывает, что понимания в отношениях двух стран становится только больше.
– Как прошли переговоры, Сергей Викторович? – спросил корреспондент.
– Отлично! – ответил Лавров, смеясь.
Чего нельзя сказать о состоянии самой ОБСЕ: организация в глубоком кризисе. От заявленных целей по обеспечению безопасности в Европе отошли давно, принятые документы не исполняются, наблюдательные миссии все чаще ловят на откровенной предвзятости. Теперь же договориться не могут о совсем уж базовых вопросах.
"В этом зале собрались представители больше полусотни государств. Но решать они будут не вопросы региональной и глобальной безопасности, как можно подумать. Сейчас главный пункт повестки – просто договориться, кто же будет председателем ОБСЕ в следующем году", – объяснил Золотницкий.
Камнем преткновения уже привычно стала Украина. И ее прибалтийские заступники. Вслед за Киевом Эстония, Латвия и Литва отказались ехать на встречу в Скопье, потому что на ней будет Сергей Лавров. Россия же заблокировала кандидатуру Эстонии в председатели ОБСЕ. Выбрать нейтральную страну сейчас почти невозможно – Европа больше обеспокоена не собственной безопасностью, а продвижением чужих интересов.
"ЕС продолжает покорно играть отведенную ему незавидную роль, вынося основную тяжесть последствий украинской авантюры США и смиренно отказываясь от их форм экономического партнерства, которые десятилетиями обеспечивали процветание Евросоюза. Впечатление такое, что ЕС отбросил первоначальные цели своих создателей о повышении благосостояния граждан и стран-членов и превратился, во многом усилиями брюссельской бюрократии, в агрессивный геополитический проект", – заявил глава российского МИД.
Проект, который усилиями самой Европы трещит по швам. Как минимум в области безопасности. Но отрезвление постепенно приходит. Например, известная своими бравурными речами Анналена Бербок от вопросов про Украину теперь просто отмахивается.
– Когда вы признаете, что Украина – это провал? – спросили Бербок журналисты.
– Извините, я не даю интервью прессе, – ответила она.
В таких условиях о консенсусе в ОБСЕ говорить не приходится. А если договориться не получится, нынешняя встреча вполне может стать последней.