в удобном формате
Вулканическая активность резко возросла по всему миру. Власти Исландии накануне объявили чрезвычайное положение на западе страны. Там в любой момент может начаться извержение вулкана Рейкьнес, который спал 800 лет. За последние сутки сейсмологи фиксируют несколько сотен подземных толчков силой выше пяти баллов. Жителям близлежащих населенных пунктов рекомендовано заранее эвакуироваться. Пробуждение вулкана может стать одним из самых сильных в истории.
Что важно, вулканические системы активизировались не только в Исландии. Ровно то же самое происходит на российском Дальнем Востоке. Причем вулканологи подчеркивают – происходящее явно выходит за пределы условной нормы. Корреспондент Евгений Подтергера выяснил, стоит ли всем готовиться к апокалипсису.
"Ключевской выбрасывает тонны пепла. Видно, что извержение происходит в районе купола вулкана. По небу на десятки километров растянулся пепельный шлейф", – рассказывает корреспондент.
А на земле – потоки лавы. Пепел накрыл океан, изменил маршруты самолетов. Ядовитое облако окутало поселки. Лава топит ледник. Тысячи кубометров воды сносят дамбу, размывают единственную трассу на север.
"Вода от растаявшего ледника вот такого охристо-черного цвета. Она не замерзает на морозе, несмотря на то, что на улице устойчивый минус. Все из-за высокого содержания вулканических веществ", – рассказывает журналист.
Вулканы на Камчатке входят в северную группу и в последнее время ведут себя нетипично – извергаются почти одновременно. В апреле Шивелуч засыпал все вокруг на 500 километров, в октябре – Безымянный выбросил пепельный столб на 11 километров, ноябрь – Ключевской выплескивал лаву и поднимал в воздух килотонны пепельных облаков.
"Здесь, конечно, еще существует влияние одних вулканов на другие. За короткий интервал времени извергалось очень много вулканов. За короткий промежуток извергались три мощных вулкана и извергались мощно", – говорит доктор геолого-минералогических наук, директор института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров.
Ученые говорят о цепной реакции, когда один "исполин" будит другого. А ведь эти активные стратовулканы лишь часть несоизмеримо большего.
Тихоокеанское огненное кольцо – зона протяженностью около 40 тысяч километров от Новой Зеландии через Японию к побережью Камчатки. Охватывает также Южную и Северную Америку. Всего – 328 действующих вулканов из 540 известных. На их долю приходится около 80 процентов наиболее мощных извержений.
"Так выглядит лес, который пострадал от вулкана. Вековые деревья буквально срезал лавовый поток, стволы выгорели и дерево рухнуло. Вулканическое вещество явно быстро остыло, потому что ветки остались нетронутыми", – показал корреспондент.
Это – граница пирокластического потока, который весной с килотоннами пепла выплеснул Шевелуч – раскаленная смесь газов и магмы пронеслась на огромной скорости по тайге. Теперь здесь выжженная пустыня.
"Колоссальную мощь вулкана сейчас сдерживает слой пепла и вот эта лавовая корка. Видно, как она треснула в одном месте, температура здесь такая, что земля кипит. Ближе уже подойти нельзя, потому что загорится подошва. Видно, как дымятся следы", – говорит корреспондент.
Вулканологи все чаще, хоть и крайне осторожно, говорят о глобальной катастрофе. Наука среди угроз человечеству на первое место ставит даже не ядерную войну, а глобальное суперизвержение.
"Это та вещь, которую мы знаем точно, – извержения начнутся снова, но мы не знаем когда", – рассказал профессор вулканологии Женевского университета Лукка Кариччи.
Теоретически "разбудить" соседей может любой из вулканов Тихоокеанского кольца. Это вызовет сильнейшие землетрясения, начнется мегацунами. Затем лава и пирокластические раскаленные газы растопят ледники севера – океан захватит часть Евразии, островные государства около американского побережья.
Грозит ли человечеству что-то подобное? Точно да – ответит любой, кто знаком с вулканами. Вопрос – когда? Активность камчатских "великанов" фиксировали за полгода до извержения, но назвать дату самой опасной фазы – невозможно. Передовой метод предложили ученые из Новосибирска. Специальные приборы измеряют резонансную частоту вулкана, которая меняется как раз перед извержением.
"Мы ударяем, слышим ухом звуки. Если "стакан", соответственно, с трещиной – этот звук, он у нас пропадает и будет слышно по-другому", – рассказывает старший преподаватель кафедры геофизики геолого-геофизического факультета НГУ Константин Федин.
Теперь предсказать извержения можно за две недели, но не цепную реакцию, когда один вулкан, запускает другой. Да и знание это не спасет, если рванет, например, Йелоустон в США с кальдерой в 3,5 тысячи квадратных километров.
Человечество живет как на вулкане и пока не придумало ни одного способа, как успокоить проснувшегося огненного гиганта.