в удобном формате
Вторая африканская страна за месяц силовым путем решила выйти из под многолетнего влияния Франции. Вслед за Нигером военный переворот произошел в Габоне. Мятежники арестовали профранцузского президента, который 14 лет назад сменил на этом посту своего отца, и начали разрывать все связи с Парижем. И это расставание для него может оказаться столь же болезненным, как и в ситуации с Нигером. Александр Тузиков объяснит, почему.
Толпы людей высыпали на улицы столицы с флагами и встретили ликованием объявление, сделанное в эфире национального телевидения временным правительством военных – результаты выборов аннулированы, сенат, Национальное собрание, Конституционный суд и прочие институты республики распускаются, режим семейного клана Бонго – в прошлом.
Господин Али Бонго Ондимба находится под домашним арестом. Теперь компетентные структуры проведут расследование и все замешанные в коррупции будут привлечены к ответственности.
Сейчас почти два с половиной миллиона жителей Габона, треть из которых – нищие, с воодушевлением закрашивают рекламные щиты, оставшиеся после выборов. Портрет свергнутого президента замазывают от души.
"Люди здесь арестовали меня и мою семью. Мой сын где-то, моя жена в другом месте. Я не знаю, что будет. Я призываю вас не молчать, а громко говорить о том, что произошло", – заявил свергнутый президент Габона.
Поведением президента были возмущены все. Мало того, что его отец Омар Бонго бессменно правил 42 года, имел 70 банковских счетов, 39 квартир и с десяток люксовых авто. Так еще и сын пошел по стопам отца и ни в чем себе не отказывал. Лично возил по стране Лионеля Месси, заплатив за визит звезды мирового футбола астрономические для многих габонцев 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Заказывал себе снег на Рождество в президентский дворец. Его окружали верноподданные чиновники, которые охотно мокли под дождем, пока политик шествовал под зонтом.
Мятежники закрыли границы и доступ в интернет, чтобы свернутый диктатор не смог координировать свои действия с бывшей метрополией. Франция восприняла известие о перевороте в Габоне с явной растерянностью.
"Нас очень тревожат события в Габоне, Франция следит за ситуацией в этой стране с величайшим вниманием", – подчеркнула премьер Франции Элизабет Борн.
Габон – одна из наиболее богатых стран Африки. Доказанные запасы нефти в Габоне – 2 миллиарда баррелей. Экспорт сырой и переработанной нефти – 80% в общем объеме поставок на внешний рынок. Основные торговые партнеры – Франция, США, Германия.
Переворот уже ударил по неоколониалистам: французская горнодобывающая компания Eramet немедленно приостановила операции в "африканском Кувейте", так за природные богатства называют Габон. Свернутый Али Бонго учился во Франции и во многом ориентировал свою политику на Париж, а его переизбрание и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения габонцев.
За два года – это уже пятый военный переворот в бывших французских колониях: началось с Мали в мае 2021 года, почти через полгода – Гвинея, через год – Буркина-Фасо, в июле этого года Франция потеряла урановые богатства Нигера, а теперь – нефтяные залежи Габона. Африка постепенно стряхивает с себя наследие французского колониализма, и Западу придется с этим считаться.