в удобном формате
Cегодня стали известны новые детали одной из самых интригующих тем в вопросе антироссийских санкций. Накануне Евросоюз так и не смог договориться о введении потолка цен на российскую нефть, а сегодня у них не получилось согласовать ограничение цен на газ. Что касается нефти, сейчас эталонная марка Brent, на которую и ориентируются все страны, торгуется в районе 80 долларов за баррель. Европейские страны хотели покупать российскую нефть не дороже 70, к слову, примерно столько наша марка Urals сейчас и стоит – она продается с дисконтом из-за логистических сложностей, вызванных как раз санкциями. То есть решение, если бы оно и было принято при нынешним мировых ценах, носило бы чисто имиджевый характер, мол, Европа не сдается и продолжает давление. Но радикально выступила Польша, которая потребовала установить потолок в районе 30 долларов. Идти на такое никто оказался не готов. В истории с газом все получилось еще интереснее. Наш европейский корреспондент Виталий Чащухин узнал детали.
Зима еще даже не наступила, а холод, похоже, пронимает даже через этот дубовый фасад Евросовета – кто в шарф укутался, а кто-то и верхнюю одежду на саммите предпочел не снимать.
Зато внутри самого ЕС второй день обстановка на грани кипения. Настоящий бунт против попыток ввести потолок цен на нефть и, особенно, газ. Поддержать предложение отказались 15 стран.
Ждали сумасшедшего дисконта, а его не будет. Еврокомиссия вводит ценовой лимит с оглядкой на рынок и берет за основу экстремально высокую цену – 275 евро за мегаватт/час. Вероятно, чтобы танкеры с дорогим американским СПГ хотя бы не отвернулись от Европы. Поставки по совместным российским газопроводам и так уже сведены к нулю.
"Конечно, это необычный механизм, но и времена сейчас сложные", – говорит еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон.
С отказом от российской нефти, которая еще течет в Европу, тоже все не так просто. С утра и до позднего вечера послы ЕС пытались согласовать лимит в 65–70 долларов за баррель. Таким образом, доходы российского бюджета снизились бы, но не критично. С чем совершено не согласны самые оголтелые оппоненты Москвы.
"По мнению Эстонии, такой ценовой горизонт является недостаточно амбициозным, учитывая также то, что в Европейском союзе нам не удалось достичь соглашения по девятому пакету санкций. Этот уровень цен на нефть кажется слишком высоким", – заявил глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу.
Польша, Эстония и другие страны Балтии требуют покупать российскую нефть практически по себестоимости (в пределах 30 долларов), но кажется, все, чего они этим добьются – прекращения поставок из России как таковых.
"Есть предельные цены, нет нефти. То есть как только вступает в силу эта система, покупатель прекращает получать нашу нефть", – пояснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
В такой Евросоюз не хотят даже те, кто все последние годы в него стремились.
"Я поздравляю Европарламент. Вижу, что они уже осчастливили свои страны и народы высокой инфляцией, высоким потреблением энергии и закрытием промышленных объектов. Мы же продолжим слушать все, что нам говорят, но решения будем принимать в интересах нашего народа и сербского государства", – подчеркнул президент Сербии Александр Вучич.
О "Дружбе" в контексте одноименного нефтепровода в случае введения потолка явно придется забыть. А ведь только он один питает с десяток стран, включая Германию и ее огромный столичный регион Берлин-Бранденбург
И это не только простые потребители на заправках, но в том числе авиатопливо для крупнейшего берлинского аэропорта. По сути, каждый вылетающий отсюда лайнер зависит от российской нефти.
"Я уверена, что очень скоро мы примем потолок цен на российскую нефть, вместе со странами "Большой семерки" и ее главными партнерами. Мы не успокоимся, пока Украина не одержит победу над Путиным", – высказалась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Эксперты в ответ чуть ли не у виска крутят, называя брюссельский план "посмешищем", от которого станет только хуже.
"Это может поставить под угрозу способность Европы сохранить запасы газа в следующем году. Это также снизит стимул экономить энергию, что Европе необходимо делать. И это предложение создаст политические разногласия. ЕС должны оставить мысли о потолке и вместо этого сфокусироваться на других инструментах решения энергетического кризиса", – подчеркивает старший научный сотрудник Bruegel Симоне Тальяпьетра.
Бессмысленные попытки обуздать цены на нефть и газ только усугубляют бедственное положение.
"Ценовой потолок окажет очень незначительное влияние. Чего мы действительно можем ожидать, это увеличение объёмов продажи российской сырой нефти в Индию, Китай и Турцию", – уверен президент Lipow Oil Associates Consulting в Хьюстоне Эндрю Липау.
И по итогам сами по себе переговоры ЕС и уперлись в потолок, окончательно зайдя в тупик.