в удобном формате
Стивена Спилберга часто называют отцом современного кино. И действительно, без шедевров великого мастера невозможно представить себе ни 1980-е, ни 1990-е, ни 2000-е годы. Эти картины собрали в мировом прокате миллиарды долларов, сделав своего создателя самым кассовым режиссером в истории. 18 декабря трехкратному лауреату «Оскара» исполняется 75 лет. Человек, перезапустивший кинематограф на рубеже веков, полон сил и готовит новые проекты. Как Стивен Спилберг стал легендой при жизни? И какие фильмы выковали ему славу?
От «бездарности» до знаменитости
Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати, штат Огайо, США. Его родители были потомками эмигрантов из Российской империи. Режиссер рассказывал, что в доме общались преимущественно на идише и русском. Подаренная отцом 8-миллиметровая камера позволила Стивену снять первые мини-фильмы и победить на любительском конкурсе. С годами талант Спилберга завоевывал новые высоты - от премьеры в местном кинотеатре до успешной короткометражки на стажировке в Universal Pictures. Между делом юношу дважды отвергали в киношколе с формулировкой «слишком бездарен». В русле Universal Спилберг начал с сериалов (включая «Коломбо»), а его первая полнометражная лента «Дуэль» взяла Гран-при фестиваля в Авориазе. Впереди маячил творческий расцвет, астрономические заработки и орден Британской империи за вклад в развитие индустрии.
«Челюсти»
Мировую известность режиссеру принес триллер «Челюсти» 1975 года. Картина об акуле-людоеде стала первой в череде голливудских блокбастеров, которые традиционно выходят летом и приносят огромную прибыль. При бюджете в семь миллионов долларов «Челюсти» собрали 260 миллионов. Удивительно, но атмосфера страха достигалась преимущественно за счет музыки и хичкоковских «намеков» на появление хищника - механические акулы частенько ломались.
«Индиана Джонс»
Стивен Спилберг мечтал поучаствовать во франшизе о Джеймсе Бонде, но в итоге запечатлел на пленку собственного лихого героя. Идею о приключенческой саге режиссер обсудил с Джорджем Лукасом. Именно создатель «Звездных войн» подсказал другу совместить должность археолога с хлыстом и шляпой. Кстати, в сценарии Джонс был прописан как Индиана Смит, а фамилию сменил в последний момент. На съемках «Индианы Джонса и храма судьбы» в конце 1980-х Стивен познакомился со своей будущей женой Кейт Кэпшоу.
«Инопланетянин»
Нашумевший в 1982 году «Инопланетянин» изначально задумывался как продолжение «Близких контактов первой степени». Однако режиссер отказался от сиквела в пользу кровожадного хоррора о гуманоидах «Ночное небо». На бумаге сценарий не вдохновлял мастера, поэтому он обратился к личным переживаниям. Воспоминания о разводе родителей подтолкнули к созданию принципиально новой истории: одинокий ребенок и забытый соплеменниками пришелец находят друг в друге товарищей. А знаменитый кадр с Луной и велосипедом стал эмблемой созданной Спилбергом Amblin Entertainment.
«Парк юрского периода»
«Инопланетянин» 11 лет возглавлял рейтинг самых кассовых фильмов, пока в 1993-м Спилберг не выпустил новый шедевр - «Парк юрского периода». За просмотр первой части франшизы о динозаврах зрители отдали 914 миллионов долларов, а с учетом 3D-версии 2013 года сумма проката превысила миллиард долларов. После такого успеха режиссер поборол нелюбовь к сиквелам и снял второй фильм, принесший 620 миллионов. «Парк юрского периода III» и «Мир юрского периода» Спилберг только продюсировал. В XXI веке дебютная лента саги попала в список самой достоверной научной фантастики по версии NASA.
«Список Шиндлера»
Масштабная работа о холокосте висела над мэтром 10 лет и увидела свет в 1993 году. Спилберг долго сомневался, «потянет» ли столь серьезную тему, но результат превзошел ожидания. С 25-миллионным бюджетом и кассой в 321 миллион «Список Шиндлера» стал самым дорогим и успешным черно-белым кино XX века. Драма завоевала семь премий «Оскар», две из которых - за фильм и режиссуру - получил лично Спилберг. По некоторым данным, режиссер отказался от гонорара. На заработанные деньги он основал «фонд Шоа», собирающий свидетельства о жертвах геноцида.
«Спасти рядового Райана»
Военная драма, посвященная пронзительному эпизоду Второй мировой, принесла создателям пять «Оскаров» в 1998 году. Картина монтировалась без применения цифровых технологий и стала для Спилберга последней в данном формате. Миссия капитана Джона Миллера, который с отрядом отправился на поиски пропавшего солдата, «раскрутила» Мэтта Дэймона и оказалась ключевой в фильмографии Тома Хэнкса. Некоторые историки утверждают, что в основу ленты вошел сюжет из эпопеи «Освобождение» советского писателя Николая Озерова.
«Поймай меня, если сможешь»
Одним из любимых спилберговских шедевров XXI века поклонники называют детектив-трагикомедию «Поймай меня, если сможешь» (2002 год). Не в последнюю очередь картина прославилась благодаря Леонардо Ди Каприо, блестяще сыгравшему авантюриста Фрэнка Абигнейла - реального человека, промышлявшего мошенничествами в 1960-х. Компанию Лео на съемочной площадке составил давний знакомый Спилберга Том Хэнкс. Сам Абигнейл предоставлял консультационные услуги и даже появился в кадре.
«Терминал»
Хэнкс - один из любимцев режиссера, что доказывает фильм «Терминал». К 2004 году актер еще прибавил в «звездном весе» и сыграл Виктора Наворски - уроженца Восточной Европы, который безвыходно застрял в аэропорту Нью-Йорка. Полубиографическая лента основана на истории иранского беженца, 18 лет жившего в парижском аэропорту без документов. Ни одна действующая воздушная гавань не дала согласия на съемки в столпотворении пассажиров, поэтому для Спилберга построили искусственный терминал. Декорация довольно точно воспроизводила аэропорт Дюссельдорфа, а на эпизодическую роль мэтр взял российского актера Валерия Николаева.