window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
16 июля 2021, 13:36

Двигатель прогресса: как любовь к еде сделала из обезьяны человека

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Человек – единственное существо, которое питается практически всем. Удивительно, но эволюция человека продвигалась вместе с расширением его рациона питания.
Фото: © pixabay

Обезьяны превратились в людей, потому что стали меньше жевать. Больше 2,5 миллиона лет назад наши предки перешли с грубой растительной пищи на более разнообразное питание. В результате их челюсти уменьшились и освободили место для мозга. Как именно еда влияла на эволюцию? Как из-за вкусного стола развязывали войны? Об этом рассказали эксперты программы "Тайны Чапман" и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.

Почему еда помогла человеку эволюционировать?

Человек покорил космос именно потому, что когда-то научился жарить мясо и пить пиво. К такому выводу пришел антрополог Джон Хокс из Висконсинского университета в США. Эволюция произошла благодаря еде. Из-за массивной челюсти и жевательной мускулатуры объем мозга у австралопитеков составлял 350–550 кубических сантиметров. Мозг современного человека больше в три раза.

"Человек то, что он ест. И в процессе эволюции, когда человек употреблял только растительную пищу или только животную, сырую, а потом начал ее приготавливать, конечно, были изменения, в том числе в строении челюсти. А когда человек начал одежду себе шить, у него уменьшился волосяной покров", рассказал кандидат технических наук, доцент кафедры МГУ пищевых производств Игорь Быстров.

Когда-то на земле одновременно жили шесть видов людей. Но выжил только один – Homo Sapiens, человек разумный. Ученые сравнили его череп с черепом неандертальца и пришли к выводу: вымершие сородичи обладали более крупными и редкими зубами. Неандертальцы ели большие сырые куски и тратили много времени и энергии на пережевывание пищи. А вот сапиенсы научились готовить на огне. И именно это сохранило им жизнь.

Фото: © Скриншот видео

"Если, скажем, человек прямоходящий еще не умел пользоваться огнем, то человек умелый уже вовсю им пользовался. И фактически он мог приготовить какую-то питательную пищу, которая легко усваивалась и позволяла ему быть более сильным, более выносливым, противостоять вызовам природы", отметил историк Игорь Говряков.

Эксперименты в еде – двигатель прогресса

Рыба питается червяками, птицы – рыбой, жираф ест фрукты, а лев – мясо. И только так. В природе не существует тигра, который уплетал бы за обе щеки свинину и закусывал ее мочеными яблоками. А потом запивал компотом. Все эти виды отдали предпочтение какому-то одному продукту. В результате они замерли в развитии. И только человек ест все подряд и движется по эволюционной лестнице.

"С одной стороны, эволюция позволила человеку лучше и вкуснее питаться, а с другой стороны вкусное, изысканное и разнообразное питание позволяет человеку быстрее эволюционировать", пояснил Игорь Говряков.

Но почему человек стал есть разное? Известно, что любое животное ищет знакомый вид и запах. Организм реагирует только на знакомые раздражители. У людей – все то же самое: слюноотделение начинается только от знакомого запаха. Однако мы постоянно экспериментируем и пробуем на зуб даже то, что опасно и ядовито в природе. У животных в этом смысле развит инстинкт самосохранения.

Фото: © Скриншот видео

"Человек, оказавшийся в тропиках, например в джунглях, вынужден был пробовать различные фрукты. От какого-то фрукта ему становилось плохо, от какого-то он вдруг чувствовал себя хорошо. Бывало, он съел косточку, и у него исчезало какое-то заболевание, которое его мучило годами. Естественно, все эти знания накапливались", отметила невролог Марият Мухина.

Получается, человека сделало человеком любопытство, стремление к познанию, поиск нового и неизведанного. Вымирают консерваторы, а экспериментаторы выживают. Часть экспериментаторов, конечно, травилась и погибала, но те, кто выживали, не просто открывали новые вкусовые сочетания, а изменялись.

Картофель всему голова

Медики доказали: когда человек пробует новые, непривычные продукты, у него образуются синапсы и начинает лучше работать мозг. На практике это вызывает тягу к великим делам, открытиям и невероятным поступкам. История доказывает, что это так. Благодаря заморскому лакомству польский мелкопоместный дворянин Ян III Собеский стал королем Речи Посполитой. Еще до вступления на престол Собеский проявил себя как отличный дипломат, полководец и стратег. В 1648 году он отправился в Турцию, где, по легенде, и пристрастился к картошке. В 1667 году Собеский одержал победу над татарами и казаками, в 1674 году стал законным монархом Речи Посполитой, а в 1683 году разгромил турок, преградив Османской Империи путь в Европу.

"Ян Собеский фактически последний король Польши, при котором это государство считалось если не сверхдержавой, то по крайней мере одной из топовых, одной из самых известных, самых могущественных европейских держав", заявил Игорь Говряков.

Фото: © Ян Собеский. Скриншот видео

Могло ли это произойти от того, что Собеский испытывал постоянный стресс от употребления нового для него продукта – картошки? А ведь именно стресс заставляет организм мобилизоваться, работать в аварийном режиме, вырабатывать новые вещества и вбрасывать в кровь гормональные коктейли. Неслучайно, например, в России картошку называют "вторым хлебом".

На чем помешалась Европа в XVI веке?

Картошка – главная еда во время кризисов. Последний всплеск ее популярности пришелся на 1991 год, когда распался Советский Союз. Сегодня картошка снова в моде. Особенно на фоне любви ко всему фермерскому. А несколько веков назад этот корнеплод свел с ума всю Европу.

"Даже можно говорить о таком своеобразном культе картофеля. Картофельные цветки становились украшением для причесок дам. На некоторых гербах европейских изображен картофельный цветок", отметил Игорь Говряков.

Фото: © Рixabay

Расцвет Испании совпал с тем, что в эту страну начали завозить картофель из Америки. Говорят, поедание картофеля обострило ум и улучшило физическое состояние короля Испании Филиппа II.

"Время правления Филиппа II в Испании знаменует собой так называемый Золотой век. Именно на это время приходится, например, большая часть географических открытий, совершенных испанскими исследователями. Именно во время правления Филиппа II начинал свою писательскую деятельность Сервантес. Так что это рассвет не только политический, но и культурный", сказал Игорь Говряков.

Дороже золота

В 1580 году рыцарь и по совместительству пират сэр Френсис Дрейк набил трюмы своего корабля не золотом, а отборным картофелем. И привез его британской королеве Елизавете I. Может быть, Дрейк понимал всю силу диковинного овоща? Согласно легенде, королева Англии Елизавета I специально отправила своего верного подданного в гастрономическое путешествие по миру в поисках специй.

"Путешествие Френсиса Дрейка вокруг света заключалось в том, чтобы найти дешевый источник таких приправ. Но Френсис Дрейк перевыполнил план королевы и привез в Европу не только различные приправы и различные пряности, но и совершенно незнакомый европейцам продукт, который назывался картофель, в Европе он произвел настоящий фурор", рассказал Игорь Говряков.

Результат налицо

Известно, что в Россию картошку завез Петр I. До знакомства с этим продуктом царь налегал на каши и не выделялся ничем особенным.

Впервые он попробовал картошку в Европе во время своего Великого Посольства. Картофель произвел неизгладимое впечатление на Петра. Уехал за границу один человек, а вернулся – совершенно другой.

Фото: © Скриншот видео

Он стал активнее и сильнее. Прежний Петр боялся воды. А этот запросто переплывал реку и задумывался о собственном флоте. Среди вельмож поползли слухи, что царя подменили. Не подменили, а изменили.

"Картофель содержит огромное количество целлюлозы, которая является пребиотиком, то есть практически питательным веществом, на котором растут полезные бактерии. Много крахмала это быстрые углеводы, которые дают энергию человеку, улучшают умственную деятельность, активируют процессы насыщения углеводами клеток тела", отметила Марият Мухина.

Новые продукты заставляли шевелить мозгами, вдохновляли на изобретения. В 1809 году французский повар Николя Француа Аппер додумался закатать мясо в жестяные банки без воздуха и изобрел консервы. В 1850 году американец Джон Гори сконструировал холодильник. А железнодорожники поставили его на рельсы. Получился вагон-рефрижератор. В Европу свозили еду со всего мира. Разнообразие вкусов можно назвать главным двигателем европейского научно-технического прогресса.

Но почему же сегодня мы не превращаемся в императоров и вундеркиндов, хотя едим ту же картошку килограммами? Исследования доказывают: человечество умнеет. Средний европеец XIX века, который ел разнообразные блюда, хранил в голове гораздо больше информации, чем его соотечественники XVII века. Что уж говорить о людях XXI века с современными технологиями и интернетом.

Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в новых выпусках программы "Тайны Чапман" с Анной Чапман! По будням в 17:00!

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_858244 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_858244')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_858244", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_858244', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_858244(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_858244(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })