в удобном формате
Банк России приостановил торги гонконгским долларом, чтобы снизить возможные риски, а также изменил время начала сессии на Московской бирже. Она переходит на новый формат работы уже с сегодняшнего дня. Из-за очередных американских санкций она перестанет торговать долларами, при этом торги остальными валютами по-прежнему доступны. Центробанк подчеркивает, что изменения не повлияют на курс рубля, поскольку он не зависит от Мосбиржи.
К тому же сейчас основная валюта на торгах – это юань. Что изменят новые санкции и как Банк России подготовился к подобному сценарию, расскажет Антон Золотницкий.
Более 300 новых санкций совместного авторства американских минфина и Госдепа как бы намекают: предыдущие пакеты не сработали. Теперь приходится скрести по сусекам. В основном финансовым. Главный удар по Московской бирже и Национальному клиринговому центру – посреднику во всех валютных сделках. С этого дня операции с долларом и евро остановлены. Но только на бирже, обычных граждан это не коснется.
"Компании и граждане могут продолжать покупать и продавать доллары США и евро через российские банки. Все средства в долларах США и евро на счетах и вкладах граждан и компаний остаются сохранными. По вкладам и счетам граждан и организаций в долларах США и евро сохраняется прежний режим выдачи средств, установленный Банком России", – отметили в Центробанке.
Ответ Банка России на введенные санкции последовал быстро, такой сценарий давно прорабатывался. Подготовился сам регулятор, Мосбиржа, крупные банки. Теперь операции с недружественными валютами переходят во внебиржевой сектор. То есть покупать и продавать доллары и евро участники рынка будут в банках. Другой вариант – договариваться между собой.
"Экспортеры, которые получают валюту в виде выручки, могут ее продавать участникам, которые нуждаются в валюте. Например, экспортер может продать те же самые доллары и евро на внебиржевом рынке предприятию, которое хотело бы купить какие-то станкообрабатывающие изделия для обработки стали", – отметил эксперт финансового рынка, кандидат экономических наук Андрей Бархота.
Доля внебиржевого рынка в общем объеме торгов к маю этого года уже составляла почти 60%, так что сильно перестраиваться не придется. А вот официальный курс валют теперь будет формироваться по-новому. Для Банка России дополнительная работа. Нужно будет изучать банковскую отчетность и сведения от цифровых платформ обмена.
"Весь тот оборот, который шел через Московскую биржу, пойдет через банки непосредственно друг с другом, вот такой ход событий ожидается. Центральный банк будет каким-то образом мониторить сделки участников внебиржевого рынка – у него такая возможность есть – и выводить некую среднюю величину курса по доллару и по евро", – заявил заведующий научной лабораторией Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков РЭУ имени Плеханова Денис Домащенко.
В долгосрочной перспективе такая схема должна привести к стабильности курса, ведь в расчет будет приниматься именно небольшое количество крупных сделок, а не множество мелких. До этого важно не попасться на удочку спекулянтов, задирающих курс в надежде на панику.
"Мы надежно привязаны к рублю. Рубль немного утрачивает конвертируемость, но мы не утрачиваем доступ на внешние рынки, и мы приобретаем все новых и новых внешнеполитических и внешнеторговых партнеров", – считает член Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при ФАС Дмитрий Тортев.
И в этом главный просчет архитекторов санкций. Российская экономика растет выше мировых темпов и активно очищается от западного влияния. Доля тех самых "токсичных" валют на торгах и так опустилась до рекордно низких 46%. Новый пакет ограничений для США сродни бумерангу. Во-первых, американские и европейские банки имеют больше акций Мосбиржи, чем Банк России – от них теперь придется избавиться. А во-вторых, глобальный курс на отказ от доллара будет только набирать обороты.
"Это действительно окажет давление на США. Доверие к Штатам и доверие к западным рынкам стремительно рушится, и, возможно, из-за этого мировой финансовый рынок также потерпит спад", – считает политолог Эрл Расмуссен.
Вероятно, поэтому Вашингтон так долго тянул с ударом по Московской бирже. Сейчас же это больше напоминает жест отчаяния. Когда не удалось сдержать ни российскую экономику, ни продвижение нашей армии, остается только подпиливать доллар – последний сук, на котором держится американская мощь.