window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
04 июля 2022, 10:48

Куда исчезли сокровища главного ювелира императора Карла Фаберже

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Судьба Фаберже и его драгоценностей. Как бесценный артефакт за миллионы чуть не оказался в печке?
Фото: © Global Look Press/Li Peng/Xinhua

Его фирма изготавливала ювелирные украшения, часы, портсигары, предметы декора и столовое серебро. Магазины этого русского немца работали в Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Несколько салонов обслуживали истеблишмент в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве и даже Гонконге. Инкрустированные изделия мастера считались одними из самых желанных в мире и по ценности соперничали разве что с произведениями мастеров из "Тиффани" и "Картье". Но в 1918 году большевики национализировали компанию. Вот только к моменту конфискации имущества главный сейф Карла Фаберже уже был пуст. Куда подевались драгоценности? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным на РЕН ТВ.

Следы сокровищ Фаберже

Где сегодня находятся знаменитые украшения, неизвестно. Некоторые считают, что их где-то закопали. Другие утверждают, что драгоценности замуровали в одной из сотен тысяч питерских стен. Ясно одно: как только в России грянула революция, все работы знаменитого ювелира исчезли. Вот только не без следа.

В XXI веке работы Фаберже неожиданно появились на торгах аукционных домов. В 2005-м с молотка ушли резные фигурки из драгоценных камней, в 2007-м – одно из пасхальных яиц легендарного ювелира. А три года назад на знаменитом британском аукционе выставили частную коллекцию за 3 миллиона долларов. В собрании – более 80 предметов работы Фаберже. Владелец – бизнесмен Гарри Вульф.

"Увлекшись коллекционированием, изучая всевозможные книги о Фаберже, консультируясь с экспертами, Вульф собирал свою коллекцию 50 лет. Он умер в ноябре 2019 года в возрасте 85 лет", – отметил генеральный директор аукционного дома Гийом Серутти.

Этюд земляники в стакане из горного хрусталя, с украшениями из золота, эмали, нефрита, жемчуга и бриллиантов. А еще бонбоньерка, украшенная эмалью гильоше, и блюдо из авантюрина с отдельными серебряными элементами. За эти предметы между коллекционерами развернулась нешуточная битва еще до начала торгов. А с начала аукциона коллекцию британского бизнесмена раскупили всего за пару часов. Это при том, что конечная цена оказалась вдвое больше назначенной оценщиками.

"Самым дорогим реализованным лотом собрания стала мозаичная брошь из золота и платины, украшенная драгоценными камнями. Она была продана за 350 тысяч фунтов", сказал Гийом Серутти.

Поклонники Фаберже бились за камнерезные фигурки, керамику и даже рамки для фотографий. Но среди всего этого великолепия не было ни одного пасхального яйца – визитной карточки ювелирного дома.

Фото: © Пасхальное яйцо Фаберже, РИА Новости/Евгений Одиноков

Часы в яйце: удивительная находка американского бизнесмена

Ювелирный дом Фаберже выпустил около 70 пасхальных яиц. Но до нашего времени дошли только 52. Совсем недавно в Америке обнаружили еще один бесценный шедевр. И самое интересное, что его хозяин сначала был очень расстроен этой покупкой на блошином рынке.

Отправить в плавильную печь – так планировал поступить американский предприниматель с одним из редчайших произведений Карла Фаберже. Дело в том, что императорское пасхальное яйцо оказалось у бизнесмена случайно. Он купил его на барахолке за 14 тысяч долларов. Сумма, конечно, немаленькая. Вот только ни продавец, ни сам покупатель даже не догадывались, сколько стоит эта вещица на самом деле.

"Он хотел получить быстрые деньги, перепродав его на тысячу долларов дороже. Но, когда покупателей не нашлось, подумал, что его можно переплавить и продать слиток на черном рынке", – пояснила сотрудник антикварной галереи Ханна Фабри.

К счастью, прежде чем уничтожить драгоценность, бизнесмен ее хорошенько рассмотрел. И обнаружил внутри яйца часы с гравировкой. А когда нашел название фирмы-изготовителя в Сети, потерял дар речи. Оказалось, это украшение из утерянной коллекции российской императорской семьи. Через несколько часов счастливчик уже летел в Лондон, чтобы показать руководителю одной из антикварных галерей фотографию своей находки.  

"Это было так, словно священный Грааль влетел прямо в двери нашей галереи. Мы с директором Кейраном буквально тряслись от волнения. Мы всегда придерживаем свое мнение до тех пор, пока лично не осмотрим предмет. Но этот мужчина совершенно не походил на мошенника", – отметила Ханна Фабри.

Сотрудники галереи выслушали американца и сразу же полетели в США. Им не терпелось самим увидеть украшение и убедиться, что это подлинник.

"Мы нашли утраченное яйцо Фаберже на кухонном столе между сахарницей и пирогом. Конечно, для нас это был шок. Но еще большее удивление испытал его владелец. Когда мы сообщили ему, что яйцо настоящее, тот свалился на пол, но остался в сознании", сказала Ханна Фабри.

Фото: © commons.wikimedia.org/KDS4444 (CC BY-SA 4.0)

Как Фаберже стал главным ювелиром императора?

Найденное яйцо – одно из первых творений Фаберже. Александр III заказал его в подарок своей супруге Марии Федоровне на Пасху в 1887 году. Всего Карл Густавович изготовил для императорской семьи 52 подобных украшения. Но как скромному немцу удалось стать ювелиром Его Величества?

"Вы знаете, в истории бывают невероятные события, и самым невероятным событием было знакомство с искусством Карла Фаберже императора Александра III. Человек абсолютно прижимистый – сократил аппарат чиновников, практически везде и всюду он требовал абсолютную финансовую дисциплину, был очень экономным человеком. Но он восхищался искусством. И, когда он столкнулся с изделиями Карла Фаберже, он понял, что он нашел того человека, который и будет главным ювелиром Его Императорского Величества", – сказал кандидат исторических наук Вадим Мингалев.

Через несколько лет после судьбоносной встречи компания Карла Фаберже стала официальным изготовителем ювелирных украшений для Российского императорского дома. Кроме этого, он поставлял изделия для королей Швеции, Норвегии и Сиама. А в 1900 году, на Большой Морской, 24, в Санкт-Петербурге Карл построил четырехэтажный особняк. 

Кроме магазина, мастерских и квартир, в особняке был огромный бронированный немецкий сейф. Этот несгораемый шкаф до сих пор стоит на том же самом месте, что и во времена Карла Фаберже. А вот драгоценности, которые в нем хранились, пропали. И не только личные украшения ювелира, но те, что его коллеги доверили известному мастеру на хранение.

Куда исчезли сокровища Фаберже?

После Октябрьской революции в России вспыхнула гражданская война. Чтобы обеспечить войска оружием и боеприпасами, большевики издали специальный декрет. Он позволял проводить обыски у любого гражданина и изымать найденные драгоценности на нужды Красной армии. Исключение делали только для сотрудников иностранных дипмиссий. Чтобы спасти украшения, Карл Фаберже сдал свой дом в аренду швейцарскому посольству.

Фото: © commons.wikimedia.org/sailko (CC BY-SA 3.0)

Летом 1918 года на Ленина совершили покушение, после чего обстановка в Петербурге накалилась до предела. Большевики штурмом взяли английское посольство, брали в заложники представителей истеблишмента и буржуазии. Фаберже понимал, что со дня на день придут и за ним. Он планировал бежать из страны, прихватив с собой один из шести саквояжей, которые набил украшениями. Но перед побегом нужно было вернуть оставленные на сохранение сокровища коллегам. Но он не успел.

"Швейцарцы оказались, мягко говоря, недобросовестными людьми. Они просто обманули или, как сейчас говорят, кинули ювелира. Они связались с норвежцами, сказали, что якобы нападение готовится на швейцарскую дипмиссию и надо перевезти к норвежцам, так будет более спокойно", сказал Вадим Мингалев.

При этом о перевозке драгоценностей Карла Фаберже даже не предупредили. Зато ювелиру первому сообщили, что следующей же ночью посольство Норвегии ограбили и вынесли все саквояжи с украшениями.

"Мало того, там, где был его сейф, чекисты вскрыли, и те драгоценности и деньги тоже исчезли. Практически Фаберже покидает Россию без денег и без ничего. Мало того, его семья вынуждена просто-напросто завести огород, чтобы просто не умереть с голоду. Представляете, этот величайший человек, гений ювелирного дела, практически еле-еле сводил концы с концами и не выдержал этого. Через два года после того, как он покинул родину, он умирает", – отметил Вадим Мингалев.

Историки уверены: ограбление Фаберже – сговор швейцарцев, норвежцев и Петроградского ЧК. Есть даже доказательства. После смерти жены одного из высокопоставленных скандинавских чиновников в ее банковском сейфе нашли золотой портсигар из личной коллекции Фаберже. Его номер полностью совпадает с тем, что указан в описи вещей, которые были в одном из похищенных саквояжей.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе НИИ на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_993470 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_993470')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_993470', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_993470', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_993470(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_993470(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })