window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 марта 2022, 10:53

Как Маяковский связан с самым дерзким побегом из женской тюрьмы

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Как сложилась судьба беглянок?
Фото: © Владимир Маяковский. РИА Новости/Абрам Штеренберг

Австралийские полицейские разыскивают трех заключенных, сбежавших из женской тюрьмы города Перта. Осужденные совершили побег из центра предварительного заключения прямо среди бела дня. Жителям Перта посоветовали держаться от беглянок подальше, а заметив их, немедленно звонить в полицию. Побеги из женских тюрем - редкие случаи в практике сотрудников пенитенциарных систем. Самый дерзкий и массовый побег женщин из мест заключения произошел в 1909 году в России: из-под ареста сбежали 13 каторжанок. Как им удалось вырваться на волю из каторжной тюрьмы? И какую роль в этом событии сыграл поэт Владимир Маяковский? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Создание женской тюрьмы на Арбате

Знаменитый "дом-книжка" на Новом Арбате сейчас принадлежит правительству Москвы, а 100 лет назад на этом месте располагался комплекс невзрачных двухэтажных строений - крупнейшая женская тюрьма в столице. Она была рассчитана на содержание 242 заключенных. В зданиях помимо камер находились швейная мастерская, школа и даже ясли для детей арестанток.

"Речь идет о знаменитой женской тюрьме, которая в просторечье называлась "Новинки". До Екатерины II здесь находился Новинский женский монастырь. В 1764 году он был упразднен. В этом здании появилась сначала школа-интернат для солдатских детей, а потом арестантские роты московского гарнизона", - отметил историк, директор Международного центра педагогического образования МПГУ Сергей Засорин.

Фото: © Вид на комплекс зданий Правительства Москвы на Новом Арбате (Здание секретариата СЭВ, "дом-книжку") и улицу Новый Арбат (справа). Артем Коротаев/ТАСС

Первая арестантка столичной женской тюрьмы

В 1907 году здание арестантских рот переоборудовали в острог. Одной из первых туда попала 22-летняя эсерка Наталья Климова. Дочь богатого рязанского помещика росла благовоспитанной барышней, училась на высших женских курсах в Петербурге, вместе с отцом путешествовала по Европе.

Но в 21 год Наталья познакомилась с эсером-террористом Михаилом Соколовым. Она без памяти влюбилась, вышла за него замуж и вместе с ним участвовала в покушении на министра внутренних дел Петра Столыпина.

"Террористы взорвали бомбу на Аптекарском острове в Петербурге. Это была летняя дача Столыпина. 27 человек - просителей, пришедших к Столыпину, невинных ни в чем, погибли. Были ранены и искалечены дочь и сын-наследник Столыпина. Соколов был приговорен к смертной казни через повешение", - отметил Сергей Засорин.

Климову вместе с другими организаторами теракта тоже приговорили к смерти. Но затем Наталье вдруг смягчили приговор, заменив казнь на пожизненное заключение. Историки предполагают, что за дочь похлопотал отец - видный деятель партии октябристов, которая в то время служила опорой царскому правительству.

Фото: © Наталья Климова - русская революционерка, член партии социалистов-революционеров.

План побега

Девушка попала в Новинскую тюрьму - в камеру к политическим заключенным. Там Климова сразу стала подбивать сокамерниц к побегу. К удивлению Натальи, им вызвалась помочь местная надзирательница.

"Надзирательница Александра Тарасова. По поводу этой ситуации есть две версии. Одна версия - что, попав на работу в тюрьму не от хорошей жизни, она просто прониклась идеями социалистов-революционеров. Вторая версия - что ее изначально эсеры туда как-то внедрили. Тарасова была связующим звеном между заключенными и теми, кто организовывал непосредственно побег", - рассказала кандидат исторических наук Анастасия Назукина.

В осуществлении дерзкого плана арестанткам помогали их товарищи по партии, оставшиеся на свободе. Они вели переписку с заключенными через надзирательницу. Узницам повезло: начальница исправительного учреждения, княжна Елизавета Вадбольская на соблюдение тюремных правил смотрела сквозь пальцы. В частности, она никогда не устраивала досмотр вещей арестанток.

"Заключенные готовились очень тщательно к побегу, они даже репетировали, как связывать надзирательниц, на себе самих. То есть они своих сокамерниц учились связывать очень быстро для того, чтобы справиться и с надзирателями потом", - пояснила Анастасия Назукина.

Фото: © Новинская женская тюрьма.

Как семья Маяковского была связана с побегом?

Климова и ее сокамерницы планировали побег около двух лет. Среди тех, кто помогал им, была и семья Владимира Маяковского. Будущему поэту в 1909 году исполнилось 16 лет. Его мать Александра Алексеевна и две сестры - Людмила и Ольга - шили мужскую одежду для заключенных. В нее беглянки должны были переодеться перед тем, как покинуть тюрьму.

"День Х" назначили на август, но в июне надзирательница Тарасова сообщила плохие новости: кто-то сдал арестанток и сообщил начальству об их планах. Решено было бежать срочно. Тем более что подвернулся удачный момент.

"Были события, которые развернулись накануне. Отмечали юбилей Полтавского сражения, и на улицы были выведены все основные силы - усиленная охрана. И на следующий день предполагался, конечно же, отдых, поэтому охрана тюрьмы тоже была не очень подготовлена в этот момент. И этой ситуацией воспользовались", - отметила Анастасия Назукина.

День побега

В ночь на 1 июля Александра Тарасова открыла дверь камеры номер восемь. Арестантки выскочили в коридор и связали двоих надзирательниц, а затем через окна второго этажа спустились по веревкам из простыней на улицу. Юный Володя Маяковский из колокольни соседнего храма предварительно подал им знак, что все в порядке.

Большинство охранников в это время находились во внутреннем дворе тюрьмы, а надзиратель, дежуривший на входе, крепко спал. Один из эсеров заранее подружился с ним и накануне дежурства напоил водкой со снотворным.

"Замысел побега заключался в том, что заключенные должны были, переодевшись в мужскую одежду, выйти на свободу и бежать. Не всё в полной мере получилось. Четверо в последний момент отказались рисковать", - сказал Сергей Засорин.

Судьба арестанток

Из 17 женщин, содержавшихся в камере, Новинскую тюрьму покинули 13. К ним присоединилась и надзирательница Тарасова. Троих арестанток поймали в первые же часы после побега.

Из-за возраста и болезни они не могли быстро передвигаться и не успели добраться до конспиративных квартир. Беглянок судили в марте 1910 года в Московском окружном военном суде. Они получили новые сроки. А вот 10 арестанток сумели скрыться, и вскоре многие из них уехали за границу.

"Наталья Климова совершила просто фантастическое путешествие. Она из России перебралась в Монголию, потом через Тибет - в Японию. Затем она на корабле переместилась в Париж и там уже оказалась в нашей революционной миграции", - отметил Сергей Засорин.

Во французской столице Наталья познакомилась с товарищем по партии Иваном Сталировым, который бежал с читинской каторги. В 1911 году пара поженилась. Наталья решила покончить с революционным прошлым, родила трех дочерей. 

После Февральской революции 1917 года ее супруг уехал в Россию. Наталья должна была последовать за ним, но не успела. Климова заболела гриппом "испанка" и умерла в октябре 1918 года.

Фото: © Ориентировка на Наталью Климову.

Новые порядки Новинской тюрьмы

Между тем в Новинской тюрьме после дерзкого побега заключенных провели масштабную проверку. Порядки, заведенные в казенном учреждении, неприятно удивили следователей.

"Оказалось, что, по большому-то счету, тюрьма не соответствовала требованиям. То есть там надзирательницы могли встать и уйти пообедать или поспать. Какой-то внешней ограды не было. Окна на улицу выходили. Конечно, все получили за это наказание. Потом переоборудовали частично тюрьму, обнесли забором", - отметила Анастасия Назукина.

Владимир Маяковский вскоре после побега арестантов был задержан по подозрению в соучастии. Молодого человека доставили в Мещанский арестный дом. 

Будущий поэт, по собственным воспоминаниям, скандалил, вину не признавал и уверял, что о происшествии прочитал в газетах. Через полгода Маяковского отпустили из-за отсутствия улик.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_946999 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_946999')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_946999", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_946999', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_946999(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_946999(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })