в удобном формате
Многие из городских жителей в детстве проводили лето в деревне у бабушки, но в экзотических поселениях из разных частей света вам вряд ли захотелось бы пожить. В Юго-Восточной Азии люди, как и сотни лет назад, живут в тростниковых хижинах по соседству с ультрасовременными небоскребами и строят поселения из плавучего мусора, в Африке – спят рядом с коровами, а в Перу ютятся на тростниковых плотах. Почему люди не спешат перебираться в квартиры и в каких городских районах люди живут так же, как в древности? Об этом рассказывает программа "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ!
Избушки рядом с небоскребами
Малайзия – страна контрастов, как и многие другие государства Юго-Восточной Азии. В одном из самых промышленно развитых мест планеты невероятным образом соседствуют футуристичная архитектура больших городов и захудалые деревеньки с постройками из глины и веток. Причем последние могут находиться не так уж и далеко от ультрасовременных построек.
"Во многих крупных современных городах мы можем встретить неформальные районы, постройки на сваях, старомодные, примитивные дома. Во многом это объясняется исторической спецификой развития городов, теневой экономикой, когда определенные неформальные группы селятся в районах, не имеющих тесной связи с городом. Исторически так складывается, что в эти районы государство, как правило, не вмешивается, они живут своей жизнью", - рассказал кандидат экономических наук, урбанист, социолог Вадим Безвербный.
Именно так и произошло в малайзийском городе Джорджтаун на острове Пинанг. Еще в XIX веке в этом месте поселилась большая китайская диаспора, которая так и не ассимилировалась с местными жителями. Уже больше 100 лет уроженцы Поднебесной теснятся на городском побережье в своих добровольных гетто, деревнях, построенных на сваях. Местные жители называют эти поселения "клановыми причалами", потому что в каждом заправляет отдельная семья.
"Китайцы, как известно, люди очень семейные, они стали ввозить свои семьи, целые деревни. Так возникли эти семь причалов, которые сейчас называют клановыми. С причалов можно было грузить бревна на корабли, и постепенно из оставшихся досок стали строить дома, переходы, тротуары. До сих пор это все существует, сваи подновляют время от времени", - добавляет культуролог Елена Селякова.
Со временем прибрежные поселения на сваях превратились в автономные поселки со своими улицами, переулками и торговыми домами. Здания адаптированы к тропическим условиям – повыше над водой, с высокими крышами и большими окнами, чтобы в помещении работала естественная вентиляция. Еще каких-нибудь полвека назад эти деревенские домики мало отличались от тех, что стояли на твердой земле. Но Джорджтаун уже давно превратился в один из самых современных городов мира, поэтому сегодня кособокие строения на сваях сильно контрастируют с небоскребами из стекла и бетона.
Тростниковые острова-деревни
В далеком южноамериканском Перу почти на четырехкилометровой высоте над уровнем моря раскинулось высокогорное озеро Титикака. По его глади плавает примерно сорок островов-деревень, построенных из высушенного тростника. Первые поселенцы, спасаясь от врагов, решили переждать трудные времена на озере, да так и живут тут уже около 500 лет.
До большой земли жители добираются на лодках, которые мастерят тоже из тростника. На острове есть все, что нужно для жизни, здесь даже установлены солнечные панели, и островитяне могут пользоваться электроприборами. Есть на одном из тростниковых плотов и начальная школа. Острова необычайно популярны у туристов, правда на них стоит быть крайне осторожными: кое-где тростниковая почва бывает слишком тонкой, и под нее можно провалиться, как в болото.
Поселения беженцев на воде
В Камбодже на озере Тонлесап плавучие деревни появились в середине прошлого века, построили их вьетнамские беженцы. Дело в том, что камбоджийские законы того времени разрешали проживать на землях государства только коренному населению. Вьетнамские беженцы нашли выход из положения и соорудили свои дома прямо на воде. Сегодня на озере существует несколько десятков плавучих деревень, маленьких и больших.
Деревянные хижины построены на понтонах из старых железных бочек и прочего хлама, который не тонет. На воде плавают и постоянно перемещаются жилые дома, школы, магазины и даже храмы. Есть и деревенька на самом берегу, которая стоит на месте, все строения в ней возведены на сваях, и на полгода, в сезон дождей, поселение превращается в камбоджийскую Венецию.
В основном жители Тонлесапа выживают за счет рыбной ловли, но немало денег в деревенскую казну приносит и туризм. Условия жизни деревенских обитателей могут показаться невыносимыми: никакого водопровода и канализации, грязь и разруха. Однако водным жителям, возможно, кажется, что озеро кормит их намного лучше, чем постояльцев таких же хибар, которые стоят на земле.
Домишки из картона
В трущобах Юго-Восточной Азии людям приходится бороться за свое существование не только с природой, но и друг с другом. Здесь в трех шагах от роскошных дворцов и храмов на паперти сидят голодные нищие с протянутой рукой. Индийские деревни можно разделить на элитные курортные поселения с относительно высоким уровнем жизни, менее престижные фермерские или рыбацкие деревушки и совсем нищие трущобы.
"Такое разделение напрямую связано с историей, в частности, с кастовым обществом. Индийские деревни развивались по кастовому принципу. Например, каста неприкасаемых или люди, вообще не имеющие отношения к кастам, как правило селились обособленно, там, где не жили представители других каст", - рассказал эксперт Вадим Безвербный.
Индийские трущобы – это не деревни, а бедные городские районы с подобиями домов из картона и фанеры, с полиэтиленовой пленкой вместо двери.
"Индия считается развивающейся страной, пока она не может преодолеть проблему трущоб. К тому же, трущобы в Мумбаи – очень интересный культурологический момент – не криминальные. Там живут люди, у которых есть работа, сосредоточено производство. Многие вещи, которые продаются в дорогих магазинах, например индийский хендмейд на прилавках Лондона или Парижа, может быть сделан в мумбайских трущобах", - рассказала культуролог Елена Селякова.
От поселения скотоводов – к городу
Масаи – одно из редких африканских племен, которое практически не подверглось влиянию западного мира. Это суровые воины, причем как мужчины, так и женщины. И они же – первоклассные скотоводы. Мифология этого народа рассказывает, что некогда бог подарил племени весь скот в мире, поэтому масаи считают, что все чужаки, у которых тоже есть буйволы или козы, – воры. Из-за таких убеждений у масаи нередко возникают конфликты с соседями, которые вовсе не считают, что они присвоили себе чужую собственность. Власти стараются погасить напряженность, но племя гордых воинов особо не трогают, потому что те не дают себя в обиду. У них один – за всех, и все – за одного.
Конечно, сегодня масаи с удовольствием устраивают представления для белых туристов и зарабатывают на этом деньги, но в абсолютном большинстве они продолжают вести традиционный образ жизни. Редко встретишь представителя племени, который живет в городе, места их обитания – деревня.
"Это очень своеобразное явление. Многие африканские культуры зафиксировались в состоянии, которое мы могли бы назвать отсталостью, но для них это способ естественного взаимодействия с окружающим миром. Они так живут не потому, что у них какое-то косное мышление, а потому, что это для них наиболее удобный способ существования", - рассказал исследователь народного наследия, основатель Музея народных искусств Иван Ахрамеев.
Традиционные масайские жилища образуют круг, их делают из навоза и переплетенных веток. Крыша делается из слоновой травы, это довольно жесткая осока. Хорошей глины в местах проживания масаи нет, поэтому людям приходится смешивать навоз с пылью, в результате получается довольно прочная смесь.
Дома топятся по-черному, внутри две большие комнаты, в одной спят взрослые, в другой – дети, есть еще помещение для мелкого скота. В домах темно, окон и дверей у масаи нет, они делают спиральный вход, чтобы коровы не заходили в жилища.
Многие африканские города в Танзании, Кении и ряде других стран начинались как группа поселений скотоводческих племен. По большому счету, все большие города, в том числе и в развитых странах, когда-то были деревнями.
"Так, кстати говоря, возник Мадрид. Или, допустим, было поселение на реке Лютеция, которое превратилось в Париж. Города постепенно возникают из деревень, расположенных рядом с торговыми путями или замками. Но множество деревень так и остались деревнями, потому что не имели выгодного положения", - поясняет культуролог Елена Селякова.
Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.