window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
28 февраля 2022, 14:11

Тайны Хал-Сафлиени: что скрывает древнейший подземный храм

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Ученые считают, что храм был построен около шести тысяч лет назад.
Фото: © Global Look Press

Один из самых удивительных храмов мира – подземный комплекс Хал-Сафлиени – находится в городе Паола на острове Мальта. Древнее святилище представляет собой 34 помещения, выдолбленных в толще известняка. Ученые считают, что храм был построен около шести тысяч лет назад, а, возможно, еще раньше. Почему этот уникальный исторический памятник несколько лет использовали в качестве ямы для строительного мусора? Для чего был построен Хал-Сафлиени? И за что его прозвали храмом оракула? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Как нашли храм 

Хал-Сафлиени – древнейший подземный храм в мире. Он старше Стоунхенджа и египетских пирамид в Гизе более чем на тысячу лет. В святилище – десятки таинственных комнат и множество запутанных тоннелей, из которых практически невозможно выбраться. 

Уникальное сооружение на Мальте обнаружили в 1902 году совершенно случайно: местные строители прокладывали канализацию в городе Паоло и неожиданно провалились в один из залов древней постройки. 

Фото: © Скриншот видео

Рабочие сразу поняли, что раскопали исторический памятник, но решили никому не сообщать о своей находке. 

"Любое строение требует археологическое заключение. Если вы на месте строительства находите что-то древнее, вы обязаны это за свой счет раскопать и исследовать", – объяснил путешественник Дмитрий Алешкин.

Особенности гипогея 

Чтобы скрыть древнее сооружение от властей, рабочие засыпали ниши и гроты постройки строительным мусором, но вскоре о находке все-таки узнали. Необычным комплексом заинтересовался иезуит Эммануэль Магри. 

Фото: © Скриншот видео

Он добился от городских властей разрешения остановить стройку и начать раскопки. Оказалось, в центре мальтийского города на глубине 11 метров находится гигантский гипогей – подземный храм с множеством ходов, тоннелей и залов. 

"Это все просто выбито в камне обычной пещеры. Порода, в которой находится храм, - это известняк. Эту мягкую породу можно обрабатывать другим камнем, более плотным, кремниевыми орудиями труда. То есть выдолбить эти пещеры несложно. Но особенность этого храма заключается в том, что он идеально обработан", – отметил Алешкин.

Магри заметил, что устройство подземного сооружения совпадает с архитектурными формами мальтийских старинных храмов, расположенных на поверхности. Гипогей Хал-Сафлиени состоит из трех уровней, соединенных лестницами и переходами. Верхний уровень – самый древний. Его возвели около шести тысяч лет назад. Средний и нижний достроили позже. Весь подземный комплекс занимает площадь около 500 квадратных метров. 

Фото: © Скриншот видео

"Сама планировка гипогея очень интересная. Ровные стены с пилястрами, нишами, проходами в более глубокие помещения", – подчеркнул археолог Дмитрий Мадуров. 

Комната для оракула

В 1907 году после смерти исследователя Эммануэля Магри раскопки продолжил мальтийский археолог сэр Темистоклес Заммит. В лабиринтах гипогея он обнаружил необычную комнату с небольшой овальной нишей в стене. 

Фото: © Скриншот видео

"Эта ниша выкрашена охрой и разрисована некими знаками. Если произнести слово или постучать по этой нише, то звук распространяется по всей пещере сразу, и пришедший человек не может понять, откуда идет звук", – говорит эксперт. 

Мальтийский археолог предположил, что загадочную комнату с необычной акустикой построили специально для оракула. По мнению ученого, в Хал-Сафлиени съезжались паломники со всего Средиземноморья, чтобы услышать голос прорицателя. Из-за звукового эффекта в предсказание оракула верили безоговорочно. 

"Акустическая система влияла на людей очень сильно. Они действительно слышали звук вокруг, думали, что боги с ними разговаривают", – рассказал турист. 

Религиозные обряды

Рядом с комнатой оракула археологи нашли еще одну необычную нишу – так называемую змеиную яму. Эту полость глубиной два метра жрецы могли использовать для содержания ритуальных змей. По другой версии, глубокая пещера служила древним людям священным колодцем или своеобразным ящиком для сбора пожертвований. 

Фото: © Скриншот видео

Недалеко от змеиной ямы расположена главная комната храма. Археологи назвали ее святая из святых. По мнению ученых, именно здесь древние жители Мальты проводили религиозные обряды. Помещение спроектировано таким образом, что в день зимнего солнцестояния сюда через отверстие в крыше проникали солнечные лучи. 

"Это был день, когда поднимались все темные силы. В то же время это конец солярного года, это время поминания предков и того ушедшего мира прошлого года. Если лучи солнца попадали в пещеру, то это явно связано именно с культом предков", – пояснил Мадуров.

Ценные находки 

Всего в древнем подземном храме насчитывается 34 помещения. На стенах сооружения археологи разглядели геометрические узоры в виде спиралей и следы красной охры, которую в древности использовали для ритуалов. Кроме того, в залах Хал-Сафлиени ученые нашли множество артефактов, в том числе глиняные горшки с загадочным орнаментом, каменные бусы и различные амулеты. Самая ценная находка – фигурка спящей женщины.

Фото: © Скриншот видео

"Это глиняная статуэтка богини Земли, которой все поклонялись", – отметил путешественник. 

В пещерах Хал-Сафлиени археологи также нашли множество погребальных камер и человеческих костей. Особое внимание ученых привлекли скелеты со странными удлиненными черепами. 

"Это была искусственная деформация черепов. Был такой обычай в древнем мире практически у всех народов, начиная от Китая и до Древнего Египта: ребенку дощечками или веревками связывали голову, и череп становился не круглым, а более удлиненным", – поведал археолог.

Захоронения 

По мнению археологов, Хал-Сафлиени изначально использовался как святилище и место проведения обрядов, но позже храм расширили и превратили в некрополь. Ученые предполагают, что в гипогее было погребено около семи тысяч человек из разных городов и стран. 

Фото: © Скриншот видео

"Весь этот комплекс использовался для все новых и новых подзахоронений, и поэтому ничего оттуда уже не выносилось, и костяки буквально культурным слоем накапливались один над другим. Со временем это место было заброшено", – рассказал специалист. 

Экскурсии по тоннелям 

В одной из погребальных камер археологи обнаружили узкий проход в длинный тоннель. Куда он ведет, до сих пор неизвестно. По легенде, в середине XX века в загадочный тоннель пробрались несколько юношей. Вернуться они не смогли. 

Фото: © Скриншот видео

Позже в Хал-Сафлиени произошла еще одна жуткая трагедия: в подземных лабиринтах храма пропали 30 школьников, которые вместе с учителями пришли в гипогей на экскурсию. Детей и педагогов искали три недели, но так и не нашли.

После загадочных исчезновений все тоннели в Хал-Сафлиени закрыли. Сейчас в гипогее работает музей. Туда пускают только по предварительной записи. За день храм могут посетить не больше 80 человек.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_944048 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_944048')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_944048', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_944048', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_944048(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_944048(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })