window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
26 августа 2025, 18:45

Синий цвет – вне законов природы: почему его фактически не существует

Преподаватель Куликовский: иней кажется синим из-за расслоения света

06:25
Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ

Когда мы смотрим на небо или сидим на берегу океана, нам кажется, что синий цвет очень распространен. Но среди оттенков флоры и фауны синего очень мало. Оказывается, производить пигмент такого цвета растениям невероятно сложно. Зато его очень любят пчелы и другие насекомые-опылители. Интересно, что из-за нехватки синего в природе слово для этого цвета во всех языках мира появилось поздно. Подробнее о дефиците синего на суше и на море рассказали в программе "Знаете ли вы, что?" с Алексеем Иванченко на РЕН ТВ.

Почему иней на самом деле не синий, а белый

Песню про синий-синий иней, который лег на провода, слышали все. И все уверены, что у инея именно такой цвет. Однако на самом деле он абсолютно белый. В этом легко убедиться, если рассмотреть его вблизи.

Но почему тогда на крышах и проводах он синеет? Чтобы ответить на этот вопрос, авторы программы провели эксперимент.

Эксперимент № 1: цвет инея

Они взяли стеклянную колбу с прозрачной водой, добавили в нее несколько капель белого молока и хорошенько подсветили.

"И дальше начинаем наблюдать, как на этих маленьких облачках белесого молока начинает происходить рассеяние света. Можно заметить, как цвет становится немножко голубого оттенка", – отметил старший преподаватель РТУ МИРЭА Константин Куликовский.

Почему иней на самом деле не синий, а белый. Фото: © Кадр из программы "Знаете ли вы, что?", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Знаете ли вы, что?", РЕН ТВ

Этот эффект называется рэлеевским рассеянием света. Он возникает, когда длина световой волны оказывается меньше, чем размеры препятствия, которое она встречает на своем пути.

В эксперименте программы такими препятствиями выступили молекулы лактозы. А в атмосфере солнечный свет рассеивается и окрашивает снег и иней при столкновении с молекулами газов, пылью или кристаллами льда.

"При взаимодействии этого света с частичками инея происходит похожий эффект – когда у нас коротковолновая часть отражается, рассеивается и дает как раз тот самый красивый голубоватый, синеватый такой оттенок, а красная и оранжевая составляющие поглощаются", – рассказал старший преподаватель РТУ МИРЭА Константин Куликовский.

Почему на мехе росомахи иней не образуется

Синий иней образуется из атмосферного водяного пара, который становится льдом, минуя жидкое состояние. В физике этот процесс называется десублимацией.

Влага, которую выдыхает человек тоже может десублимироваться. На усах, бороде или меховых воротниках. Если только эти воротники не сделаны из меха росомахи.

"Когда человек выдыхает теплый воздух, он не может проникнуть глубоко внутрь меха росомахи, потому что здесь очень много длинных и плотных волосков. Поэтому максимум, где может образоваться иней, это лишь на кончиках. Но с кончиков он, опять же, унесется самим теплым воздухом, который выдыхает человек", – пояснил лаборант РТУ МИРЭА Глеб Алиев.

Эксперимент № 2: иней и росомаха

На следующих кадрах утверждение ученых продемонстрировали наглядно. Экспериментаторы взяли шкурки росомахи и норки, смочили их водой и отправили в емкость с сухим льдом, температура которого была минус 78°С. А через несколько минут достали и сравнили.

Почему на мехе росомахи иней не образуется. Фото: © Кадр из программы "Знаете ли вы, что?", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Знаете ли вы, что?", РЕН ТВ

"Давайте начнем с меха норки. Вот мы видим, что он у нас покрылся инеем. А теперь давайте посмотрим, что у нас с мехом росомахи. Видно, что инея нет. Мы сейчас с вами наглядно убедились, что на мехе росомахи иней не образуется, несмотря на влажность и холод", – подчеркнула экспериментатор Оксана Коваль.

Почему море может быть любого цвета

Медновский песец, пушной зверек, живет за Полярным кругом. Летом его шкура темная, а зимой кажется голубоватой. Хотя она абсолютно белая. Синий кит тоже обманщик, потому что на суше он грязно-серого цвета. В это трудно поверить, но даже синее море на самом деле – не синее.

Почему море называют синим? Ведь оно может быть любого цвета. Во многом это зависит от того, кто в нем живет и что в нем растет.

Эксперимент № 3: цвет морской воды

Но морскую гладь еще называют зеркальной. И не просто так, ведь она – это зеркало. Таким образом, что в ней отразилось, то мы и увидели. Когда над морской гладью раскинулся небесно-голубой купол, то и море мы видим голубым.

Ведущий программы Алексей Иванченко наглядно показал, что в природе все именно так и происходит. Он налил воду в стеклянный куб, накрыл его сверху листом синей бумаги и картоном и встал за куб. Силуэт ведущего был хорошо виден сквозь абсолютно прозрачную воду.

Почему море может быть любого цвета. Фото: © Кадр из программы "Знаете ли вы, что?", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Знаете ли вы, что?", РЕН ТВ

Но что произошло, когда в воду заглянули сверху? Вода стала синей. А когда убрали бумагу и оставили сверху только картон, вода в кубе стала серой.

Почему синий цвет редко встречается в природе

Науке известны 1 200 000 видов живых организмов. И только два из них умеют синтезировать синий пигмент: лягушка-древолаз и бабочка нессея. Но почему в живой природе с ним такая напряженка? Отчего любых других цветов среди флоры и фауны хватает, а синего – раз-два и обчелся?

"Синие пигменты достаточно сложные по своей структуре, и вырабатывать их приходится, затрачивая очень большое количество энергии. А так как у нас в природе все работает по принципу сохранения энергии, то это, конечно, невыгодно для организма, и поэтому синие пигменты встречаются очень редко", – объяснил биолог Егор Федоров.

Как некоторым насекомым и птицам удается казаться синими?

Впрочем, многие виды животных преуспели в искусстве… казаться синими. Например, в организме бабочки морфо нет ни капли пигмента цвета ультрамарин. Но как же ей удалось посинеть?

"Крылья бабочки состоят из множества чешуек. В зависимости от того, под каким углом упадет свет, можно получить определенный оттенок за счет последующего явления сложения цветов – интерференции. Но в то же время, если бабочка сложит крылья или повернется под другим ракурсом, углом или окажется в тени, никакого синего оттенка видно не будет", – уточнил физик Антон Рыженков.

Как некоторым насекомым и птицам удается казаться синими?. Фото: © РЕН ТВ
Фото: © РЕН ТВ

Такая окраска называется структурной. В этом случае за цвет отвечает не пигмент, который вырабатывает организм, а сама структура хитинового панциря, шерсти или перьев. Вот почему черные вороны кажутся нам иссиня-черными, а сорока-белобока – немного голубой.

"Взять, например, перо сороки. Когда я на него смотрю на свет, я вижу черно-белое перо вообще без какого-либо рисунка. Но стоит мне его поворачивать в тени под разными углами, и оно начинает переливаться, в том числе оттенками синего цвета", – продемонстрировал зоолог Андрей Брагин.

Почему многие растения стремятся посинеть

Многие растения тоже стараются посинеть – например, василек посевной. Сразу видно, какого он цвета. Однако его соцветия фиолетовые, синевой они отливают лишь благодаря игре солнечного света на лепестках.

"На поверхности цветков у василька имеются маленькие микроскопические бугорки. Свет, преломляясь, усиливает синюю часть спектра, и мы видим васильки не фиолетового цвета, а достаточно такого ярко-синего", – сообщил биолог Егор Федоров.

Но для чего василькам это нужно? Кого они хотят обмануть? Оказывается, таким образом растение привлекает насекомых-опылителей, которые хорошо видят синий цвет спектра, но плохо различают красный и зеленый. Благодаря этому обману и пчелы со шмелями сыты, и цветы довольны. Отсюда вывод: хочешь жить – умей выделяться.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1353931 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1353931' : 'adfox_151870620891737873_1353931' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1353931(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1353931(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })