window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
27 августа 2025, 18:30

Бактерии из Преисподней: микробы из жерла вулкана уничтожают технику

Ведущий Борзенков: экстремофилы обитают в кислотных озерах и вулканах

10:28
Фото / Видео: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ / РЕН ТВ

Недавно британские инженеры собрали гоночный болид из сломанной техники – смартфонов, ноутбуков, планшетов. Что более поразительно – этот болид хорошо показал себя на гонках "Формулы Е".

Как старая техника во всем мире обретает новую жизнь? И как можно получить электричество бесплатно? Подробнее – в программе "Наука и техника" с Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

На мусорку из жерла вулкана: какие бактерии помогут бороться со свалкой техники

В программе показали самое огромное в мире цифровое кладбище. Гигантская свалка электромусора находится в Западной Африке в Гане. Ежегодно сюда свозят более 250 тысяч тонн старой техники.

"Местные жители поджигают пластик, чтобы добыть металлы. Огонь тут не гаснет годами! А концентрация свинца в воздухе превышает норму в 100 раз. Дожди вымывают токсины в реку. В ней больше нет рыбы, а люди постоянно болеют, ведь другого источника воды у них нет", – заявил эколог Йиндржих Петрлик.

Настоящая техногенная катастрофа. Решить ее взялись ученые Политехнического университета Каталонии. Испанские исследователи предлагают бросить на борьбу со старой техникой бактерии. Но не обычные, а самые суровые – экстремофилы.

Эти одноклеточные обитают в кислотных озерах, горячих источниках и вулканах.

Они играючи отделяют металлы от пластмасс и микросхем. И никаких вредных выбросов.

Но отслужившие свой срок холодильники, телевизоры и стиральные машины можно не только утилизировать. Пытливые умы и золотые руки дарят технике вторую жизнь.

Из чего можно сделать кондиционер своими руками

Обычный человек видит на свалке хлам, а инженер-самоучка Андрей Братухин – детали для кондиционера. Из старого холодильника, медных трубок и корпуса видеомагнитофона он за день собрал рабочую сплит-систему.

"Испаритель в нем ну очень приличный. Собран из медных трубок. В наше время такое редко встретить. Сейчас делают все из алюминия", – отметил инженер Андрей Братухин.

Из чего можно сделать кондиционер своими руками. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

Дорогой фреон в самодельном кондиционере Андрей заменил дешевым газом для зажигалок. И уже через три часа в комнате стало на 10 градусов прохладнее.

"Очень комфортненько – 19 градусов. Ну, уже 20, потому что дверь открыта", – добавил инженер.

Гоночный холодильник: как американец изобрел новый вид спорта

Американский механик Эрни Адамс тоже взял на вооружение старые холодильники. Из них он создает гоночные автомобили.

В детстве Эрни мечтал о скоростном болиде. Но денег на такую роскошь не было. Зато рядом с домом возвышалась гора выброшенного хлама. Первую машину изобретатель собрал в 16 лет. Спустя полвека у него уже целый автопарк железных коней из морозилок.

Гоночный холодильник: как американец изобрел новый вид спорта. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

"Из листового металла от старых холодильников я изготавливал кузов. Делал металлический каркас и просто наваривал их сверху. Старые холодильники имели выпуклые формы, и я использовал это в своих авто. Еще разбирал на детали старые велосипеды, газонокосилки и стиральные машины", – рассказал механик, создатель миниатюрных автомобилей Эрни Адамс.

Эрни Адамс стал основателем первых гонок на карликовых автомобилях из старой техники. Эти малыши точно не уйдут в утиль, в отличие от своих полноразмерных собратьев.

Ежегодно в мире последнее пристанище на свалке находят около 40 миллионов железных коней. Это одна машина в секунду.

Автомебель из "Москвича": необычное использование старых машин

Кто сказал, что старые машины нужно отправлять на свалку? Родион Венков дает им вторую жизнь, превращая в стильную мебель. Показанный в программе необычный стол – бывший "Москвич-401".

"Перед вами арт-объект – включаем свет – который мы сделали из автомобиля "Москвич-401". Он выпускался в пятидесятые года, и здесь даже сохранился шильдик", – продемонстрировал создатель мебели из машин Родион Венков.

Автомебель из "Москвича": необычное использование старых машин. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

Все началось с идеи обратить внимание будущих водителей на свою автошколу. Парты в классах Родион сделал из кузовных деталей. Теперь это прибыльное дело: бамперы становятся столешницами, фары – светильниками, а салоны – диванами.

"Здесь стоят настоящие лампочки с нитью накаливания, не светодиоды. И на линзах даже написано – сделано в СССР. Здесь у нас настоящий бампер. Мы постарались его привести в порядок. Он, конечно, со следами времени, возможно, там, с какими-то царапинами. Может, даже какое-то ДТП было с ним", – рассказал подробнее изобретатель Венков.

Вредный полезный пластик: как используют вторсырье

А вы задумывались, что ваш старый телефон может оказаться под колесами вашей же машины? В России придумали, как превращать электронный хлам в дорожное покрытие. Телевизоры, холодильники, компьютеры – все пойдет в дело. Сырье для этого будут поставлять предприятия, которые перерабатывают электронику.

"Материалы измельчаются в цепной дробилке предварительно, поступают на конвейер нашим сотрудникам. Ребята сортируют материалы по видам. То есть кто-то отделяет алюминий, кто-то отделяет медь", – объяснил заместитель главного инженера предприятия по переработке старой бытовой техники Евгений Черемсин.

Вредный полезный пластик: как используют вторсырье. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

За год только одно подмосковное предприятие перерабатывает 70 тысяч тонн старой электроники – это как 4000 груженых самосвалов.

"Здесь справа находится индукционный сепаратор. Под ним находится индукционный датчик. Датчик регистрирует расположение на ленте токопроводящих кусочков, передает данные компьютеру. И компьютер уже по координатам отстреливает потоками воздуха токопроводящие частицы. По итогу мы получаем готовую продукцию в виде чистого черного металла, чистых цветных металлов, пластиков и прочих материалов", – добавил Евгений Черемсин.

Из вторсырья делают новую электронику, топливные пеллеты и дорожное покрытие. Стекло от экранов и пластик от корпусов можно добавить в асфальт, это сделает его прочнее.

"Пластик нужно раздробить до размера, скажем так, в порошок, до миллиметра. Миллиметр, полтора миллиметра. И потом вот эту вот, по сути дела, мелкую-мелкую фракцию смешивать с битумом. Улучшается трещиностойкость, то есть меньше трещин становится. Потому что вяжущее битовное получается более эластичным, чем исходным битум", – объяснил заместитель начальника Управления перспективных технологий и стандартизации ФАУ "РОСДОРНИИ" Владимир Марьев.

Бесплатное электричество из мусора: что соорудил ставропольский умелец

Освещение над дорогой тоже можно сделать своими руками из отслужившей техники. Причем получить электричество абсолютно бесплатно. Это доказал Николай Сенченко из Ставрополя. Из старого самоката, металлолома и смекалки умелец собрал ветрогенератор.

"Проварили точной контактной сваркой. На вальцах задали радиус, просверлили отверстия. На блине, на генераторе, там стоят хапы. Вот этой частью прикручиваются к ним. Все. И вот винт идет вот так по ветру", – рассказал инженер Николай Сенченко.

Энергии от установки хватает на несколько светильников и печку. Ее, к слову, тоже Николай сделал своими руками. А работает самодельная буржуйка на старом масле из фритюра.

Бесплатное электричество из мусора: что соорудил ставропольский умелец. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

"Беру в ресторанах, в кафе после жарки. Вон, видите, какой осадок. Заливаю через фильтр. Крутится, внутри стоит насос. Подается напряжение, на данный момент 1,9 вольта. Насос качает масло, капля идет сюда, попадает в топку", – добавил инженер Сенченко.

Сейчас Николай планирует обеспечить бесплатным электричеством весь дом, а дальше – целый поселок. И он не одинок – за последние десять лет ветрогенераторов в мире стало вдвое больше.

Они дают уже десятую часть всей энергии планеты.

Но что происходит с этими ветряками, когда они стареют?

Что можно сделать из старых ветрогенераторов

Переработанные ветряки можно добавлять в бетон

На гигантском полигоне в окрестностях американского города Каспера в землю зарыто более тысячи лопастей. Каждая длиной с половину футбольного поля. В России такая же ситуация может возникнуть уже через десять лет: около 300 ветрогенераторов потребуют замены лопастей.

За решение проблемы взялись ученые Российского химико-технологического университета имени Менделеева. Они предлагают перерабатывать ветряки в суперпрочный бетон.

Что можно сделать из старых ветрогенераторов. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

"Данный бетон прочнее на 23% чем обычный. И, например, вот при ударе, если обычный бетон, он бы раскололся, то этот полностью сохраняет свои свойства", – заявил автор проекта, участник академии Инноваторов Станислав Николаев.

Перерабатывать можно не только ветряки, но и любые композитные отходы: детали самолетов, машин и даже корпуса гаджетов. Установка для переработки мобильна – ее можно привезти прямо на свалку.

"Мы приезжаем на место, где складируются лопасти, разделяем ее на части – для этого используется трактор с выносной стрелой – он ее распиливает на более мелкие части. И более мелкие части уже помещаются в шредер. Лопасть измельчается, и получается крупная фракция", – объяснил методику переработки Станислав Николаев.

Волокна композита работают как микроарматура – ее используют для улучшения свойств строительных материалов.

Всего 1,5% таких измельченных лопастей в составе – и бетон среднего класса переходит в категорию высшего.

А в цене останется прежним.

Фасадная плитка из переработанных лопастей прочнее обычной

Из переработанных лопастей делают не только бетон, но и износостойкую фасадную плитку. Она не выцветает и не трескается.

"Данную плитку фасадную мы окрасили краской, которая сделана на основе мелкой фракции. Она применяется в качестве фасадных покрытий и, собственно говоря, обладает уникальной износостойкостью, которая позволяет быть уверенными в том, что фасад прослужит длительное время", – добавил автор проекта Николаев.

Что можно сделать из старых ветрогенераторов. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

Только представьте: ваш древний системный блок, пылящийся на балконе, может помочь найти лекарство от опасной болезни. Российские разработчики создали проект, который превращает старую технику в часть глобального суперкомпьютера. Достаточно скачать программу – и даже слабый ПК станет "волонтером науки", отдавая свои вычислительные мощности на благие цели. Так что, если ваш старенький компьютер прямо сейчас завис, – не ругайтесь. Возможно, он просто размышляет над спасением человечества.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1350841 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1350841' : 'adfox_151870620891737873_1350841' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1350841(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1350841(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })